10.10.2006 01:40
    Поделиться

    Выборы: "Единая Россия" на Урале не выполнила план по голосам

    Махнули крылом

    За несколько дней до выборов лидер регионального отделения ЛДПР Владимир Таскаев заявил журналистам, что к ним переходят члены Российской партии пенсионеров и при отделении ЛДПР создается «пенсионное крыло». Туда войдут активисты РПП, которые разуверились в своих лидерах, но по-прежнему хотят отстаивать интересы пожилых и малообеспеченных людей. То, что это действительно так, подтвердил и заместитель председателя РПП, депутат Свердловской областной Думы Геннадий Тверитинов. Дескать, принято решение о ликвидации партии на съезде 28 октября. Получалось, что люди, избранные в областную Думу 8 октября, окажутся беспартийными, значит, их предвыборным обещаниям невелика цена.

    — Не исключено, что к нам придут члены Российской партии ЖИЗНИ и «Родины», — намекали либерал-демократы. Ведь 28 октября вместе с РПП эти движения тоже проводят съезд, где объявят о самороспуске и создании объединенной партии.

    Похожая ситуация сложилась накануне выборов и в рядах партии «Патриоты России». Как сообщили электронные СМИ, в семи городах области «патриоты» почти в полном составе перешли в ряды «Народной воли». Таким образом, либерал-демократы и народовольцы рассчитывали получить максимум депутатских мандатов в Законодательном собрании Свердловской области. Если это был хитроумный замысел политтехнологов, то он не удался. ЛДПР недобрала полтора процента до необходимого минимума, а «Народная воля» получила сокрушительный удар — 0,31 процента голосов. В то же время РПП стала второй после «Единой России» по количеству избирательских симпатий и завоевала четыре места в Заксобрании области.

    Ты Евгений,  я Евгений…

    Просчетов в ходе кампании было достаточно у всех политических сторон. Одна из самых заметных ошибок, считают наблюдатели, — «наезд» на местную ячейку РПЖ. Билборды, рассказывающие о криминальном прошлом кандидатов от этой партии, сработали как раз наоборот: в пользу тех, против кого они предназначались. И даже драка в ходе дебатов в прямом радиоэфире, которую устроил лидер списка РПЖ Евгений Ройзман со своим оппонентом из «Родины» Евгением Зяблицевым, не повлияла серьезно на активность его сторонников — у партии жизни третье место по голосам и два депутатских мандата в облдуме. «Кто старое помянет…» — резюмировали избиратели, подразумевая при этом известную фатальную связь судьбы с тюрьмой.

    Кстати сказать, кулачная схватка депутатов стала единственным исключением в предвыборной кампании, на удивление однообразной и унылой. VIP-мордобой, вряд ли примечательный в других обстоятельствах, привлек внимание всех без исключения СМИ. И что интересно: инициатор драки получил одобрение тех, кто голосовать за него не собирался. «Поступил как мужик», — констатировали уральцы. (Может быть, нехватка «мужских» поступков и есть причина проигрыша многих кандидатов?)

    Другая оплошность, допущенная консалтерами, заключается в том, что они сделали ставку на призыв, а не на убеждение. Этим грешат предвыборные агитки абсолютно всех участников кампании. Лозунги, которыми кандидаты забросали избирателей, поставили население в тупик: кому отдать предпочтение, если все кандидаты собираются бороться с одними и теми же явлениями? Попытки перетащить к себе голоса «вообще», а не конкретных слоев населения, привели к тому, что голоса остались у тех политических движений, кто целенаправленно работал в этом направлении, — у «Единой России», РПП, РПЖ и традиционно — у КПРФ. Попытавшиеся присоединиться к ним остались ни с чем.

    Пища  для размышлений

    По предварительным прогнозам облизбиркома, явка избирателей должна была составить не менее 40 процентов. «Единая Россия» рассчитывала на 60 процентов голосов избирателей. Как показали итоги, не все так просто. Кстати, есть здесь известная лукавость цифр. Что такое 40 процентов избирателей в малонаселенном районе? А 20 процентов в полуторамиллионном Екатеринбурге? Как это оценивать с точки зрения политических симпатий населения?

    Еще один феномен кампании — количество протестных голосов. Против всех кандидатов и партий проголосовали чуть более пяти с половиной процентов избирателей, хотя эксперты предсказывали не менее десяти процентов. Эту неожиданность еще предстоит изучить. Как и тот факт, что, несмотря на мощный административно-политический ресурс и конкретные дела в области улучшения жизни населения, «Единая Россия» не выполнила план по голосам. Если рассматривать выборы в Свердловской области как репетицию федеральных выборов, то партийным экспертам придется поломать голову. Это протест населения против однопартийной системы или им движут какие-то другие причины? На что рассчитывают «единороссы»?

    — Нет сомнений, что работа Свердловской облдумы останется под контролем «Единой России, — говорит председатель Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев. — Особых изменений не произойдет, дальнейшая работа парламента практически не будет отличаться от предыдущей. Представители других партий настроены на конструктивную работу с «Единой Россией» и не будут ссориться с большинством. Все было предсказуемо.

    Как и другие эксперты, Константин Киселев, отмечая низкую явку избирателей на выборы, считает, что виноваты в этом сами партии: они недостаточно активно боролись за голоса своих избирателей. А общая расстановка сил в будущем парламенте его огорчает: «Реальной оппозиции я не вижу…»

    Комментируя неудачу ЛДПР, которая не смогла перешагнуть на выборах в Свердловскую областную Думу семипроцентный барьер, местный политолог Эдуард Абелинскас подчеркивает:

    — Этот провал особо не удивляет, хотя мы думали, что необходимый барьер партия преодолеет. Для ЛДПР препятствием оказалась низкая явка избирателей.

    В то же время, отмечая успех на выборах местной организации Российской партии пенсионеров, политолог отмечает, что это скажется на работе областной Думы, поскольку РПП на данный момент оппозицией не является. Возможно, считает Абелинскас, этот успех также отразится на ситуации с будущим объединением РПЖ, партии пенсионеров и «Родины».

    Коммунисты Среднего Урала на выборах набрали чуть больше семи процентов голосов и получат одно место в парламенте, но сами они считают такой результат маловыразительным.

    — Откровенно говоря, мы ожидали несколько больше, но административный ресурс сработал на полную мощь, — говорит секретарь местного обкома КПРФ Владимир Краснолобов. — Рывок партии пенсионеров и Российской партии жизни — это, конечно, феномен, но так уж случилось. Несмотря на наши протестные акции, почему-то народ поверил больше этим двум партиям. Кстати, вину за низкую явку избирателей лидер коммунистов возлагает тоже на «Единую Россию».  — Если на выборах 2004 года порог явки превышал 58 процентов, то нынешний низкий процент для Свердловской области — это своего рода шок, — говорит Владимир Краснолобов. — Я думаю, что руководство «Единой России» должно сделать серьезные выводы, поскольку все строилось под ее патронажем, и такая низкая явка народа означает недоверие к партии власти.

    Поделиться