Накануне последнюю редакцию нового Лесного кодекса обсудили на парламентских слушаниях, которые прошли в рамках Петербургского лесного форума. Представляла документ Наталья Комарова. Она отметила, что Лесной кодекс претерпел значительные изменения за те два года, которые прошли после первого чтения. В него внесено около полутора тысяч поправок и предложений. В том числе учтены замечания президента РФ и мнения специалистов.
Комарова особое внимание уделила нововведениям в Лесном кодексе. Например, объектом лесных отношений будет признан лесной участок - земельный участок с произрастающими на нем лесонасаждениями. Собственником лесного фонда будет государство, в то же время полномочия по управлению землями лесного фонда планируется делегировать на уровень субъектов Федерации. В федеральном ведении сохранятся функции по выработке единой государственной политики в сфере лесоуправления и лесопользования. Новинкой ЛК, по словам Комаровой, станет возможность предоставления лесных участков в постоянное, бессрочное пользование. Речь идет о долгосрочной (от 10 до 49 лет) аренде на конкурсной основе. В проекте Лесного кодекса записано, что все действующие договоры аренды должны быть приведены в соответствие с новым законом. Вместе с тем в новой редакции ЛК учтено положение о пролонгации договоров аренды добросовестным арендаторам лесных участков. Как подчеркнула депутат, "это важнейшее положение, которое больше всего беспокоило представителей лесопромышленного комплекса". В новой редакции законопроекта введена классификация лесов, установлены и конкретизированы особенности и виды лесопользования. По сути введен закрытый перечень разрешенных видов использования лесов. Определены объекты и процедура проведения лесоустройства. Кроме того, нормы Лесного кодекса максимально адаптированы для гражданско-правового регулирования арендных отношений.
Говоря о природоохранных и ресурсосберегающих задачах, отмеченных в ЛК, Комарова подчеркнула, что за охрану, защиту и воспроизводство лесов будет отвечать собственник. Забегая вперед, стоит отметить, что именно эта норма ЛК вызвала массу нареканий у специалистов. По их мнению, у частника сегодня нет возможностей справиться с этой задачей в силу отсутствия средств и опыта.
Комарова также уточнила, что Лесной кодекс является рамочным документом, к нему предполагается принять еще около 60 подзаконных актов.
За презентацией основополагающего законопроекта лесной отрасли последовали комментарии заинтересованных сторон. Так, например, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев высказался за принятие кодекса, но при этом он отметил, что торопиться не стоит. "Без необходимого пакета документов, определяющих механизм внедрения кодекса, его вступление в силу не принесет ожидаемого эффекта для ЛПК. Кроме того, при вступлении нового Лесного кодекса в силу регионы должны принять большую часть полномочий по управлению лесами", - пояснил губернатор.
По мнению Позгалева, необходимо допускать на лесные аукционы только квалифицированных лесопромышленников, а не всех подряд, как сказано в новой редакции. Также надо ввести понятие "леса" как товара. Губернатор выразил уверенность в том, что условием для успешного развития всего лесного комплекса станет строительство лесных дорог за счет средств лесопользователей, а также федерального и областного бюджетов.
Председатель подкомитета по лесу Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Владимир Крупчак обратил внимание на то, что неясны условия, при которых компания получит лесные участки в аренду без аукциона. "Если в кодексе тщательно, буквально по шагам, прописан порядок проведения лесных аукционов, то об инвестиционном соглашении лишь упоминается", - заметил депутат. Значит, вместе с кодексом должен быть принят отдельный закон об инвестиционном соглашении. Вторая принципиальная позиция с его точки зрения - это автоматическое пролонгирование договоров аренды на лес. В проекте кодекса предлагается продлевать только те договоры, которые были заключены более чем на 10 лет, при условии добросовестного выполнения условий договора. При этом Крупчак отмечает, что этого права лишаются добросовестные лесопользователи, проработавшие в лесу 8-9 лет и вкладывавшие финансовые ресурсы в развитие дорог и инфраструктуры. Депутат также отметил, что из представленного проекта Лесного кодекса непонятно, какова будет стартовая цена на лесном аукционе и будут ли учитываться все вложения, сделанные лесопользователем до принятия кодекса. Более того, Крупчак полагает, что система распределения леса на инвестиционной основе может ударить по отечественному лесопромышленнику. У последнего, по мнению депутата, просто не хватит средств конкурировать с иностранным капиталом.
В свою очередь экологи сетовали на то, что в документе расширяются возможности бесконтрольного строительства и размещения различных объектов на лесных территориях, отсутствуют статьи, регламентирующие действия лесопользователей и органов власти по предотвращению нелегальных рубок. "Кодекс позволяет игнорировать общественное мнение и осуществлять любые проекты вопреки точке зрения обычных людей", - пояснил директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России Евгений Шварц. По его словам, в законопроекте также ограничены случаи проведения государственной экологической экспертизы.
Николай Моисеев, академик РАСХН, назвал неприемлемой подмену понятия "лес" как объекта лесных отношений понятием "земля". Такая подмена, полагает ученый, делается для того, чтобы облегчить последующий оборот леса. "Нововведение позволяет этот оборот совершать не по лесному, а уже по земельному и гражданскому законодательству", - подчеркивает академик Моисеев.
Со своей стороны глава Рослесхоза Валерий Рощупкин не сомневается, что новый Лесной кодекс поможет решить вопросы финансирования и эффективного управления лесным фондом страны. По его словам, уже в следующем году после вступления в силу документа суммарный объем инвестиций в лесное хозяйство может увеличиться на 7 миллиардов рублей.