11.10.2006 02:00
    Поделиться

    Глава Курултая Башкортостана: Единодушие в принятии законов проявляется лишь на пленарном заседании

    Российская газета | Константин Борисович, сохранила ли свою значимость принятая 16 лет назад Декларация о государственном суверенитете Башкортостана?

    Константин Толкачев | Безусловно, она остается главным документом новейшей истории нашей республики. Это краеугольный камень огромного количества конструктивных преобразований, которые и по сей день идут в Башкортостане. Воплощение декларации в жизнь далось большим трудом, но благодаря этому документу республика сегодня с уверенностью смотрит в будущее и обладает широкой программой развития.

    Сама по себе декларация - это бумага с прописанными положениями и прогнозами. Декларировать можно что угодно. Декларация становится настоящим документом, когда воплощается в законодательные акты, становится идеологией и реализуется с помощью государственных механизмов. Ее положения отражены в Конституции Башкортостана и закреплены в виде нормативных актов, они нашли свое  отражение и в Конституции и законодательстве России.

    РГ | Сказала ли свое слово декларация при формировании бюджета республики?

    Толкачев | Она позволила нам самим распределять бюджетные деньги, в первую очередь на решение социальных вопросов. В итоге Башкортостан оказался в первой десятке наиболее обеспеченных субъектов федерации. В 2007 году планируется направить на социальные нужды до 80 процентов бюджетных средств.

    РГ | Как вы оцениваете договорные отношения между республикой и федеральным центром сегодня?

    Суверенитет - краеугольный камень огромного количества конструктивных преобразований, которые и по сей день идут в Башкортостане

    Толкачев | Сегодня мы находимся в самом начале строительства федеративных отношений. Россия в поиске оптимальных путей взаимодействия с субъектами федерации, и в первую очередь это проявляется в разграничении полномочий. Дискуссии о том, какие из них должны быть переданы на региональный уровень, а какие - остаться у федерального центра, продолжаются, и мы принимаем в них активное участие. Этот вопрос крайне важен, ведь любые полномочия характеризуются структурным обеспечением. Это, прежде всего, скажется на увеличении аппарата федеральных чиновников, специализирующихся на решении конкретных вопросов. И чем больше это бюрократическое звено, тем сложнее им управлять. Сегодня российский госаппарат намного превышает тот, что был в Советском Союзе. В результате затягиваются решения многих вопросов. Чтобы получить разрешение на возведение какого-либо объекта, нужно обойти ряд федеральных структур, собрать массу документов, согласований, а в результате сроки строительства увеличиваются в 1,5-2 раза. Поэтому центру необходимо пересмотреть сегодняшнее положение дел и передать субъектам федерации и муниципальным образованиям как можно больше полномочий, оставив себе магистральные направления.

    РГ | Какие изменения подразумевает существующий проект нового договора о разграничении полномочий?

    Толкачев | Башкортостан одним из первых в России подписал 3 августа 1994 года Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и нашей республики.

    Сегодня в условиях стремительного развития федерального законодательства роль договоров как правовых актов несколько снизилась. Принятый в 2003 году Федеральный закон об организации органов государственной власти субъектов РФ гласит, что одним из основных условий возможности заключения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов является наличие экономических, географических и других особенностей региона, которые обуславливают иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. Роль договоров заключается в возможности дифференцированного подхода к регионам, учете их специфики и, как следствие, — в обеспечении высокой эффективности реализации полномочий. Для федеративного государства это очень важно.

    Следует учитывать и финансовую самостоятельность субъекта. К примеру,  Башкортостан является донором федерального бюджета, в этом, кстати, его экономическая особенность.

    РГ | Константин Борисович, как отразились на Башкортостане последние поправки в Закон Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти?

    Толкачев | Отныне на субъекты возложено решение таких вопросов, как предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение работы нотариальных контор, установление цен и тарифов на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, экспертиза запасов полезных ископаемых, осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью и других.

    Все положения данного федерального закона нами реализованы, необходимые изменения в республиканские законы внесены. То есть в этом аспекте законодательная база республики «подстроена» под реализацию  закона четко и своевременно.

    Что касается новаций, то на сей раз федеральный законодатель не только расширил полномочия субъектов, но и передал необходимые для их реализации доходные источники. Вот это уже цивилизованный подход к разграничению полномочий.

    РГ | Как вы оцениваете ход реализации национальных проектов в Башкортостане?

    Толкачев | В принципе, этим направлениям в республике уделялось большое внимание и раньше. К примеру, есть все необходимое  для реализации национального проекта «Доступное жилье». Но в силу того, что пока не слишком широко используются ипотечные схемы, строительные организации испытывают недостаток финансирования. Я думаю, что дальнейшее развитие ипотеки разрешит эту проблему, и темпы реализации этого национального проекта достигнут необходимых оборотов.

    РГ | Не за горами выборы в Госсобрание республики и в Госдуму России.

    Толкачев | С учетом того, что выборы будут проходить по партийным спискам, могу отметить определенную активизацию усилий политических партий по пропаганде своих идей. Они занялись совершенствованием структуры и форм взаимодействия с избирателями. Других действий пока не наблюдается.

    РГ | В последнее время в республике активизировались силы, которые хотели бы разыграть национальную карту. Не предвидите ли вы каких-либо обострений межнациональных отношений в Башкортостане?

    Толкачев | Я бы не стал даже называть «силами» отдельных граждан, которые не обладают никакой социальной базой и поддержкой. Поэтому говорить о них, как о структурах, которые могут дестабилизировать ситуацию, не имеет смысла.

    РГ | Как вы относитесь к тому, что некоторые кандидаты в депутаты строят свою работу и предвыборную базу на социально актуальных, к примеру, антинаркотических проблемах?

    Толкачев | Я думаю, что это хорошая идея. Дай бог, чтобы таких депутатских платформ было как можно больше. Ведь за любым пиаром должны стоять конкретные дела. Этот депутат таким образом сумел проявить себя на общественном поприще, и за ним пошли избиратели.

    РГ | Имеет ли место влияние олигархических финансовых групп на работу  башкирского парламента?

    Толкачев | Мне такие факты неизвестны.

    РГ | Однажды  президент нашей республики сказал, что «парламент - это арена для диалога различных политических сил»? Почему же тогда большинство законодательных актов поддерживается основной массой башкирских депутатов, не вызывая дискуссий и споров между представителями различных политических сил?

    Толкачев | Единодушие в принятии законов проявляется лишь в окончательной стадии - на пленарном заседании парламента. Но этому предшествует очень большая, напряженная работа. Законопроект при разработке проходит немалый путь - рассмотрение и обсуждение в рабочих группах, на заседаниях комитетов, президиума Госсобрания. Эта работа творческая, поэтому бывают и дискуссии, поступает много различных предложений, замечаний, поправок. На заседание парламента документ попадает уже подготовленным к своей реализации, известным по содержанию всем депутатам.

    Хочу отметить еще один момент. Ниша для дискуссий при разработке сегодняшних законов осталась небольшая. Наибольший объем предметов ведения перешел в федеральный центр, и вопросы субъектов либо недискуссионные, так как в основном однотипные, либо хорошо проработаны на федеральном уровне.

    Сейчас, когда только зарождается фракционность в нашем Государственном Собрании - Курултае, возможно, и нет никакой необходимости в жарких политических дебатах.

    РГ | Недавно депутаты Госсобрания приняли поправку к Закону о языках народов Башкортостана, согласно которой в школах республики введено обязательное изучение башкирского языка. Как вы лично относитесь к этому нововведению?

    Толкачев | Положительно.

    РГ | Как вы прокомментируете предложение президента России Владимира Путина вновь наделить действующего главу республики  Муртазу Рахимова полномочиями, в то время как у него еще не истек президентский срок?

    Толкачев | С момента внесения изменений в федеральное законодательство, после «бесланских» событий, статус высшего должностного лица субъекта федерации закрепляется большинством голосов законодательного органа по представлению президента России. Четвертого октября Владимир Владимирович направил в Государственное Собрание - Курултай республики  предложение о наделении полномочиями  президента Башкортостана Муртазу Рахимова. Владимир Путин решил обеспечить тем самым стабильность в республике и гарантировать ее дальнейшее позитивное развитие.

    Поделиться