11.10.2006 02:00
    Поделиться

    Заключенные красноярских колоний кормят и одевают не только себя

    Красноярские заключенные сами себя кормят и одевают

    - Буквально на днях 5 вагонов с капустой отправили в Решоты, - сообщили "РГ" в пресс-службе ГУФСИН.
    В Сосновоборске у силовиков есть свое тепличное хозяйство - несколько гектаров, на которых выращивают огурцы, помидоры, баклажаны, капусту. В этом году огурцов собрали 131 тонну, помидоров - 35.

    К выращиванию томатов, кстати, здесь относятся с особым трепетом. Вспоминают, как пару лет назад даже пытались перенять успешный китайский опыт. Как-то утром на территорию стихийной китайской общины в поселке Солонцы въехал автобус с табличкой "дети" на ветровом стекле, и из него, перепугав китайских овощеводов, вышел самый настоящий генерал, а за ним стали выпрыгивать полковники и подполковники. Всего 37 человек. Однако, старшая по имени У Юнь Чжу успокоила: товарищи командиры приехали не документы проверять, а перенимать опыт по выращиванию высоких урожаев.
    Начальник краевого управления, генерал Владимир Шаешников решил организовать выращивание овощей при помощи заключенных, и для этого привез с собой всех начальников колоний и следственных изоляторов края.

    Китайцы, успокоившись, провели экскурсию по теплицам, а потом охотно делились с гостями своими секретами. А главный секрет высокой урожайности, заверяли китайские товарищи, заключается в том, что надо много работать, в России это называется - пахать как лошади.

    Однако, опыт соседей почему-то не прижился. Свои помидоры получаются лучше китайских - красивых, но водянистых, считают зеки. Зато в процессе совместной работы узнали, что, тамошнему заключенному, например, за торговлю наркотиками грозит смертная казнь. И сделали вывод: лучше жить и сидеть в России. 
      
    По ту сторону колючей проволоки человек хочет кушать не меньше, чем по эту. Денег, которые выделяет государство для пропитания временно изолированных от общества граждан, конечно же, не хватает. Поэтому по осени стараются запастись припасами до следующего урожая. Если взять девять месяцев текущего года, то потребности в основных продуктах питания - муке, хлебе, крупе, макаронных изделиях, картофеле и овощной продукции - ГУФСИН по Красноярскому краю обеспечил самостоятельно.
    Для собственных нужд заключенные произвели 2770 тонн муки, 4453 тонны хлеба, 255 тонн различных круп, 240,5 тонны макарон и 61 тонну соевого молока. А также 584,1 тонны мяса, 844,1 тысячу яиц и 1155,4 тонны молока. В 26 подсобных хозяйствах ГУФСИН содержатся более 10 тысяч свиней, 2550 голов крупного рогатого скота, 3300 кроликов и 12 тысяч голов птицы.

    Но не меньше, чем еда, важна для зека в преддверии зимы добротная одежда и обувь, которая также изготавливается за "колючкой" на базе двух краевых колоний. В этом году каждого осужденного одели и обули на 18 тысяч рублей. Опять же государство потратило на это лишь необходимый минимум.

    В исправительной колонии №6 - известной красноярской "шестерке" - действует цех, где производится самая теплая и самая удобная для Сибири обувь - валенки. Производство валенок, единственное среди региональных управлений ФСИН по Сибири и Дальнему Востоку, является предметом особой гордости местного начальства. Сейчас красноярские осужденные снабжают зимней обувью не только себя, но и товарищей по несчастью в Магадане, Якутии, Туве - всего более чем в двадцати регионах страны.

    А как начиналось? Купили за миллион рублей чесальную машину - основу "валеночного производства", остальные агрегаты и приспособления собирали своими руками. С одной стороны, условия труда в цехе невыносимые - резкий, вызывающий головокружение запах кислоты, грохот станков, клубы пара и пыли, заволакивающие помещение так, что работать можно только в респираторе. С другой стороны - тепло, особое питание, которое, кроме разнообразного меню, включает ежедневно два сырых яйца за вредность, и вполне приличную по тюремным меркам зарплату. 40-летний Владимир, которому до освобождения осталось совсем немного говорит: "Можно отовариться в ларьке, оплатить комнату свиданий, когда жена приезжает, даже скопить кое-что для будущей жизни "на воле".

    Попасть на работу в обувной считается наградой - сюда берут только по конкурсу. Сегодня в цехе в две смены трудятся несколько десятков осужденных. Каждый по нескольку месяцев овладевал технологией на месте, все вместе повышали квалификацию в Новосибирске, к ним привозили профессионалов из Забайкалья. В итоге, как заверяют специалисты, продукция "закрытого" цеха выгодно отличается от той, что производят на "гражданских" предприятиях. Говорят, что здешние валенки более толстые, мягкие и теплые.   

    В "своих" валенках ходят и осужденные, и работники ГУИН, а потому выпускают их только серого цвета от 25 размера и выше. Но можно, говорят обувщики, делать любые - детские, женские, разноцветные. Хотите - даже модельные, по особому заказу.  Были бы заказы и сырье. 

    Есть еще в колонии мебельный цех, выпускающий на заказ офисную мебель для социальных учреждений. Не простые табуретки, а добротную мебель по импортным технологиям, которая украсит любой кабинет. В мебельный цех попасть на работу тоже не просто, и это заставляет многих осужденных осваивать новые профессии.

    Кто-то скажет: не слишком ли много возятся с бывшими ворами и убийцами? И будет неправ. Они ведь только временно отделены от нас колючим забором, рано или поздно эти люди освободятся, и будут жить среди нас. При верном к нему подходе, человек, находящийся в заключении, может не только приучиться к труду и заработать денег для своей семьи, но и сумеет быстрее адаптироваться в обществе, когда выйдет на свободу. Важно и то, что осужденные перестают быть балластом для государства - они способны не только зарабатывать, но и прокормить себя сами.

    Справка "РГ"

    В состав ГУФСИН по Красноярскому краю сейчас входят 52 учреждения: 4 исправительные колонии общего режима, в том числе, две женских, 12 колоний строгого и одна - особого режима. Кроме того, в структуру входят 23 колонии-поселения,  3 лечебно-исправительных и одно лечебно-профилактическое учреждение, шесть СИЗО и одна тюрьма. Общая численность спецконтингента превышает 29 тысяч человек.

     

    Когда верстался номер:

    Только вечером стало известно о ЧП в СИЗО №1 Красноярска около 2 часов ночи 10 октября. "Произошло обрушение плит перекрытия овощехранилища, где производилась заготовка квашеной капусты, - прокомментировала помощник прокурора края Елена Пимоненко. - В результате обрушения пострадали 8 осужденных отряда хозобслуги. Они самостоятельно выбрались из-под завалов, один человек госпитализирован. До сих пор не найден один осужденный. Продолжается разбор завалов, при этом используется видеосъемка".

    В пресс-службе ГУФСИН "РГ" подтвердили эту информацию, с той лишь разницей, что "под завал попало не 8 осужденных, а 6". Спасательные работы затруднены тем, что к месту "ЧП" невозможно подогнать тяжелую технику. 

    Поделиться