В Екатеринбурге вместо памятника большевику построят церковь

- Мне не жалко этого гранитного революционера или кто он там был, мне за нас, живых, обидно: почему нас никто не спросил, хотим мы этого или нет?! - возмущался утром на улице у огороженного забором Малышева вполне трезвый гражданин средних лет. Он горячо дискутировал со случайными прохожими, которые тоже приостанавливались, чтобы узнать: что происходит, что тут снова затеяли? Не супермаркет ли новый на месте памятника строить будут? Или - реставрация? Никто ничего достоверно не знал. Разве что новости накануне кто-то услышал: сносят Малышева, точно! Церковь здесь строить будут. Новую. Или восстановят старую…

История меняется на глазах. Памятник Малышеву из красного гранита ставили в 1977 году, когда автор этих строк был студентом. И тогда, признаться, мы не очень-то интересовались, кто такой этот Малышев. Наверное, революционер заслуженный, раз удостоился такой чести. И улица его именем названа. Тогда мода была такая. Памятник декабристам позже установили - на улице Декабристов. Никто не спорил. Да нас тогда никто и не спрашивал. Историю увековечивала власть. Теперь она же ее и сносит.

- Мы не сносим этот памятник, - объяснялся накануне в вечерних теленовостях глава города Аркадий Чернецкий. - Он только будет перевезен на другое место, возможно, совсем недалеко отсюда. А здесь будет построен храм - точно такой же, какой и стоял на этом месте до революции. Мы договорились с представителями бизнес-структур, которые полностью профинансируют переустановку нынешнего памятника и восстановление храма.

Вполне логично, казалось бы. Памятник особой эстетической и художественной ценности из себя не представляет, его даже нет в государственном реестре Агентства по культуре России. И камень, обещавший его закладку, помнится, лежал тогда еще в Свердловске совсем на другом месте - у гостиницы «Центральная». Ну, поставили его в свое время здесь - никому он, скромный, не мешал, люди даже к нему привыкли. А вот храма никто из ныне живущих не видел. Оказывается, он - Большой Златоуст - до революции был самым высоким зданием в Екатеринбурге - 77 метров. Как-то теперь впишется он в тесный перекресток оживленного центра города?

В администрации Екатеринбурга корреспондента «РГ» заверили, что есть решение градостроительного совета города, принятое уже в этом году. С архитекторами то есть все согласовано. А с кем еще советовались? Опрос, может быть, референдум какой-нибудь проводился? Не гаражи ведь выносят. Никто не припомнит опроса. Не было его. Одно лишь желание - побыстрей избавиться от зримого наследия коммунистического прошлого. Тенденция теперь другая - храмы восстанавливать, о душе думать. А что - у современных горожан душа как-то по-другому устроена? Им новые ценности можно и без их воли навязывать?

Не атеизм это. Стыд: нас опять никто не спрашивает. Как будто не было бурных восьмидесятых, как будто не отвоевывали россияне на площадях свою демократию, не выступали за то же самое: камня на камне от большевистских символов не оставим! Отвоевали, победили. Многое посносили. И успокоились, пар выпустив. Похоже, все продолжается уже без нас.

Когда в начале девяностых городской Совет переименовывал Свердловск в Екатеринбург, это была борьба, полемика. В пылу той схватки не догадались сразу же поменять названия улиц с советских на старые, исконные. Повесили потом рядом с существующими другие таблички, со старыми названиями. А - не прижилось. Консервативна память людей. И до сих пор весь центр города окружен революционной лексикой: улицы Ленина, Куйбышева, Сакко и Ванцетти, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Антона Валека, Шейнкмана, Вайнера. И как ни возмущалась православная церковь, инициировавшая строительство Храма на Крови в осаде этих «бесовских» названий, - не получилось избавиться. А сейчас вот легко вышло. Тихо и благолепно. Не потому ли, кстати, власть, договорившись с местной епархией, не проводила опроса населения?

Сын автора переносимого памятника Вадим Егоров уже выступил в Интернете с неодобрением такой акции. Он убежден, что это - неправовое дело, создающее банальный, но опасный прецедент передела земли. Он не понимает, как в новом гражданском обществе могут не соблюдаться основные законы - в том числе об интеллектуальной собственности. Его, наследника автора, видно, тоже никто не спросил.

В 1930 году, когда большевики взорвали храм Большой Златоуст, место это недолго пустовало. Здесь установили скульптурную группу сидящих рядом Ленина и Сталина в Горках. В 56-м их тоже снесли. Кто их сейчас помнит? Камень на камень, кирпич на кирпич…

А наши дети, освобожденные нами же от груза исторической памяти, будут, скорее всего, жить в атмосфере тотального отсутствия «идеологических» символов. Только храмы вокруг…