Пожалуй, никогда прежде не наблюдался столь резкий ценовой скачок на зерно. В начале уборки тонна пшеницы шла по 2500-2600 рублей, через месяц подорожала на тысячу, а сейчас серьезный торг начинается с четырех тысяч рублей. Цены диктует рынок, а зерно нынче на нем - товар востребованный.
Зерна собрали меньше
В этом году производство пшеницы в нашей стране может сократиться на 10 миллионов тонн, а валовой сбор зерна в мире упал на 20 миллионов тонн, то есть на три процента. В 2006 году, по предварительным данным, из России на экспорт может быть вывезено 10 миллионов тонн зерна, в том числе около двух миллионов - с Кубани. В связи с увеличением запросов внутреннего рынка (это связано прежде всего с интенсивным развитием животноводства) вряд ли станет расти экспортная составляющая. По мнению вице-губернатора края Николая Дьяченко, сложившийся уровень цен позволит хозяйствам завершить этот год с прибылью. Однако немало аграриев считают, что при нынешней экономической ситуации до нормальной доходности, которая обеспечила бы расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве, даже сильным предприятиям пока далеко. Так, по словам руководителя одного из хозяйств Ейского района Юрия Харамана, нынешняя зерновая конъюнктура обеспечивает для сельхозпроизводителей более выигрышную ситуацию, чем в прошлые годы. Однако по соотношению роста цен на горючесмазочные материалы, удобрения, электроэнергию оптимальная цена за килограмм зерна должна быть вдвое выше, чем сейчас. И это при том, что средняя себестоимость его производства составляет около двух рублей. Но практически вся образовавшаяся прибыль тут же уйдет на закладку нового урожая. Там же, где намолоты оказались ниже прошлогодних, подсчитывают не прибыль, а убытки.
Средняя урожайность той же озимой пшеницы на полтора центнера ниже, чем год назад. Агрономы сетуют на погодные условия - сухую осень, экстремально низкие температуры зимой, засуху в начале лета. Однако анализ показывает: там, где в почву был внесен весь комплекс минеральных удобрений, урожаи получили хорошие. Беда в том, что из-за крайне низких закупочных цен минувшего года многие селяне решили особо не тратиться. Отсюда и результат. Благо хоть качество пшеницы выше прошлогоднего: если тогда продовольственное зерно составляло 70 процентов урожая, то теперь уже все 80. С учетом нынешних итогов вели посевную. Ведь от выбранного сорта зависит очень многое. На одном из сельхозпредприятий Кавказского района убедились в этом на собственном опыте.
- По 32 центнера с гектара мы еще никогда не получали, - поделился своей печалью с корреспондентом "РГ" его руководитель Иван Канунников. - Ведь обычно на круг собирали не ниже 50 центнеров, а тут подвели семена. По совету ученых засеяли все 330 гектаров новым сортом "Таня", который активно расхваливали специалисты. Потом выяснилось, что сорт неапробирован, не выдерживает температур. Колос, не войдя в силу, начал усыхать, хотя все подкормки мы провели в полном объеме. Для нынешнего сева за семенами поехали в Ростов-на-Дону - пусть дальше, зато толку больше. Надеюсь, наш результат заставит кубанских ученых более ответственно подходить к сотрудничеству с селянами. Ведь мы не подопытные кролики. На чей счет прикажете сейчас списывать убытки?
По словам Канунникова, всю собранную пшеницу ему пришлось продать практически сразу по 3600 за тонну, чтобы рассчитаться с долгами. О покупке новой техники теперь и речи не идет. Поэтому о рентабельности зернового производства говорить, увы, рано. Между тем сегодня кубанские цены, пожалуй, самые высокие в стране. И связано это в первую очередь с экспортным потенциалом края и расположенными на его территории портовыми комплексами.
Бутылочное горлышко
Селянам до боли обидно, что литр молока они продают в два раза дешевле газировки, а в булке хлеба стоимость зерна составляет 15-20 процентов
На проходившем в начале августа в Краснодаре краевом празднике урожая министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев высказал смелый прогноз. По его мнению, лет через пять Россия может стать основным поставщиком зерна на мировые рынки. Но для решения поставленной задачи необходимо не только наращивать производство, но и увеличивать транспортные мощности.
Сегодня российский экспорт зерна замкнут на южных портах - свыше 95 процентов объемов его перевалки идет через Краснодарский край и Ростовскую область. В моменты пиковых загрузок - с августа по ноябрь - часть зернового потока перенаправляется в страны Балтии и на Украину, однако основная нагрузка ложится на два глубоководных черноморских порта - Новороссийск и Туапсе, а также порты Азово-Донского бассейна - Темрюк, Ейск, Азов, Таганрог и Ростов.
На Черном море у России есть единственный зерновой терминал - в Новороссийске. В минувшем году отсюда отправлено 2,2 миллиона тонн зерна, но такие объемы явно не удовлетворяют потребностей экспортеров, которые из-за дефицита специализированных мощностей вынуждены прибегать к примитивному "прямому варианту", когда зерно перегружают на баржи непосредственно из автомобильного или железнодорожного транспорта. Это не только существенно увеличивает расходы, но и создает дополнительные сложности: в плохую погоду так работать просто нельзя. На тесноту в южных портах жалуются все, в том числе и экспортеры зерна. Из-за того, что желающих отправить или получить груз много, а возможностей для этого мало, наши порты нередко называют "бутылочным горлышком". Понятно, привлекательности подобный имидж не добавляет...
Тут стоит заметить, что Россия в январе - августе 2006 года сократила экспорт пшеницы на 5,7 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, а импорт этой культуры увеличился в 3,6 раза. На 23,2 миллиона долларов в денежном выражении вырос также импорт кукурузы, а вот ячменя стали ввозить меньше. Всего же за восемь месяцев страна импортировала зерновых культур на 277,2 миллиона долларов против 186,3 миллиона за соответствующий период прошлого года. Эти цифры подтверждают наметившуюся тенденцию: российское зерно становится все больше востребованным на внутреннем рынке. Впрочем, на августовской встрече с кубанскими аграриями Алексей Гордеев так и ставил задачу: сначала нужно насытить собственный рынок, а уже потом вести речь о наращивании поставок за границу. Но создавать условия для этого необходимо сейчас.
Вот почему в конце минувшего года в Новороссийском порту приступили к строительству нового зернового терминала - реализация этого проекта оценивается в 76 миллионов долларов. Это будет перевалочный комплекс мощностью 3,6 миллиона тонн и с объемом единовременного хранения 120 тысяч тонн. По оценкам экспертов, край может поставлять за рубеж до 4,5 миллиона тонн хлеба.
Калач на столе
Все названные цифры для рядового обывателя - нередко пустой звук. Его прежде всего интересуют цены в магазинах, а вовсе не затраты тех, кто пашет и сеет, производит продукты питания, поставляет их на прилавки и продает. Но все же стоит знать эти цифры, прежде чем делать выводы о дороговизне того или иного товара. Селянам, к примеру, до боли обидно, что литр молока они продают в два раза дешевле газировки, а в булке хлеба - 15-20 процентов от стоимости зерна. Львиную же долю прибыли получают переработчики.
В соответствии с федеральным законодательством цена на хлеб и хлебобулочные изделия теперь не регламентируется административными органами. То есть, по сути, хлеб из разряда социальных товаров переведен в разряд обычных объектов торговли, где действуют свои законы. Какое-то время краевые власти принимали меры по сдерживанию роста стоимости самого востребованного формового кирпичика первого сорта. В свое время кубанским малоимущим даже выдавали дотации, потом пошли по пути субсидирования стоимости части муки, отпускаемой хлебозаводам. За два последних года в разных районах края сложилась своя цена: самый дешевый хлеб на Кубани в Выселковском районе - восемь рублей, самый дорогой в Анапе - 11,5. Кстати, вес "кирпичика" везде разный - от 550 до 700 граммов.
После октябрьского повышения килограмм хлеба, выпеченного из пшеничной муки второго сорта, в Краснодаре стал стоить 14,29 рубля. Для сравнения: в Ростове - 12,54, в Ставрополе - 12,91, в Майкопе - 12,97, в Астрахани - 15,85, в Назрани - 17 рублей. Появление новых ценников на своей продукции краснодарские хлебопеки объясняют увеличением затрат на его производство. И говорят, что рентабельность и сейчас не превышает пяти-семи процентов. Выигрывают крупные фирмы и агрохолдинги, где налажена собственная переработка и торговля. Наглядный пример - крупнейшая агрофирма Выселковского района. Не случайно выпекаемый на ее предприятиях хлеб - самый дешевый на Кубани.