С начала этого года некая творческая организация, сдававшая «Коляда-театру» в субаренду подвальное помещение, вдруг возревновала «квартиранта» к его шумному успеху и не мудрствуя лукаво принялась пакостить - срывали спектакли, громили декорации, закрывали доступ в помещение. Коляда метался по судам и инстанциям, грозил «бросить это дело, потому что никакого здоровья на него не хватает», актеры отгибали решетки и пробирались в театр через окна, объявляли голодовку, просили о помощи журналистов и зрителей.
И наконец, город, которому выпала честь «прописать» у себя всемирно знаменитого драматурга и его театр, нашел выход из тупика - областное министерство культуры передало коллективу дом в центре города, на улице Тургенева, 20. Поначалу Коляда со товарищи, осмотрев подарок, пришли в ужас: ни электричества, ни отопления, давно не видевшее ремонта помещение разгорожено на множество «конторок». Вдобавок пожарные категорически запретили устраивать здесь театр.
Вместе с режиссером на стройке ударно трудились актеры - между прочим, в свободное от работы в других театрах время, потому что труппа «Коляда-театра» - сборная, антрепризная. Им опять помогали всем миром: поклонники мыли, красили, выносили мусор. И повидавший всякое старый деревянный особняк конца позапрошлого века (в советские времена здесь были столовая, типография, детский сад) доверился новым жильцам и начал преподносить сюрпризы: за слоями краски нашли старинный паркет, который покроют лаком, а на потолке обнаружились железные решетки, идеально подошедшие для установки фонарей.
Теперь в доме есть все для работы театра: непременная «вешалка», касса, фойе, гримерки, кухня. Новый зрительный зал похож на прежний - те же черные стены, 50 мест для зрителей, сцена - рукой подать. Правда, отопления пока нет, но и гости на новоселье не приходят с пустыми руками: подарили и обогреватель, и икону, которая будет оберегать театр от неприятностей.
- Я могу делать театр на коленях, для меня не имеет значения, что здесь было прежде. Но в этом доме как будто все нас ожидало, - уверяет Коляда и на ходу сочиняет очередную «пьесу». - У меня ощущение, что в 1890 году, когда Чехов проезжал через Екатеринбург и останавливался в гостинице на Малышева, он гулял по Вознесенской горке, а потом зашел сюда. Здесь все пропахло чеховщиной - возле дома растут вишни. Хозяина дома звали Иван Маев - «Дядя Ваня».
Свою легенду он воплотил в капустнике, где подробно описывалось, каким образом Чехов мог попасть в этот дом, причем дважды (а чего мелочиться?): в младенчестве и в период расцвета творчества. В капустнике приняла участие вся труппа театра, а сам Коляда предстал в образе своего великого коллеги и предшественника. Первым же спектаклем стала «Птица-Феникс», с которого началась история «Коляда-театра» в прежнем помещении и название которого при данных обстоятельствах приобрело символическое звучание. Но «механический перенос» репертуара вряд ли возможен, да и не нужен.
В ближайших планах руководителя и вдохновителя труппы - поставить «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса и «Гамлета». Наверняка приживется на этой сцене и одна из пьес Чехова. Кроме новых премьер, труппа намерена восстановить уже известные постановки Николая Коляды - «Ромео и Джульетту» Шекспира и «Полонез Огинского» самого Коляды, которые с большим успехом шли на малой сцене театра драмы в те времена, когда у Коляды еще не было собственного театра.
Рассказал Коляда и о только что состоявшейся поездке в Германию:
- На нашей «Клаустрофобии» собрался полный зал, для немцев на экране шел перевод. После первого действия большинство российской публики покинуло помещение. Потом они говорили, что Коляда возвращает им такую Россию, от которой они убежали. А мне нравится она такой, какая есть. И я буду бороться с любыми проблемами.