На экраны страны 12 октября вышел фильм Филиппа Янковского "Меченосец". Уже сейчас эту картину называют событием года. Фильм снят по роману Евгения Даниленко "Меченосец". Книга заинтересовала продюсера Сергея Сельянова ("Брат", "Особенности национальной рыбалки", "Блокпост", "Война", "Жмурки", "Мне не больно"). Работа над проектом шла пять лет. Было написано несколько версий сценария, в итоге выбрали лучший - Константина Сынгаевского. Долго искали режиссера. В результате остановились на кандидатуре Филиппа Янковского. Оператор - Марат Адельшин, в главных ролях - Чулпан Хаматова и Артем Ткаченко.
Съемки "Меченосца" начались 15 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге. Работа над фильмом походила на секретную операцию: Янковский не давал интервью, репортеров на съемки не пускали. Параллельно со съемочным процессом велась работа над спецэффектами и компьютерной графикой. Занимались этим лучшие специалисты, например Олег Беляев, на счету которого спецэффекты обоих "Дозоров".
Художник "Меченосца" - Елена Жукова. Она "оживляла" Эрмитаж в "Русском ковчеге" и представляла Берлин и Токио после бомбежек в сокуровских "Бункере" и "Солнце". "Ни одна из сцен "Меченосца" не была отснята в кинопавильонах. На натуре действие выглядит более жизненно. Бутафорскому цеху пришлось посадить лес на побережье Финского залива..."
Филипп Янковский, режиссер:
- После "Статского советника" мне хотелось снять современную историю. И очень хотелось сделать фильм про любовь. Но подходящий сценарий мелодрамы мы не подобрали, а то, что написал Константин Сынгаевский, мне понравилось. Понравилось сочетание жестокости и нежности, невинности и порока одновременно, вот именно про это я снимал...
В "Меченосце" тех актеров, которых я раньше снимал, нет. Зато есть Чулпан Хаматова, Артем Ткаченко, Алексей Горбунов, Татьяна Лютаева, Алексей Жарков... Жарков, кстати, потрясающе сыграл. У него яркая, но, к сожалению, небольшая роль... У меня была отличная команда. В каждом кадре все выкладывались полностью.
Хотелось в этом фильме совместить несовместимое. Я долго искал актера на главную роль. Я объяснил ассистенту по актерам, какой мне нужен тип. И через три дня она показала мне фотографию Темы Ткаченко. Больше никаких претендентов на главного героя не было. Его схожесть с врубелевским Демоном случайна, хотя в кино ничего случайного нет.
- Почему снимали в Питере?
- Действие фильма происходит в городе N, и я решил снимать в Петербурге - здесь потрясающая архитектура и совсем иная конфигурация улиц. Я хотел отдохнуть от Москвы.
Чулпан Хаматова, исполнительница роли Кати:
- Я была рада принять предложение Филиппа. Мы давно хотели поработать вместе, но по разным причинам не складывалось. Филипп замечательный. От него идет энергия света, которая передается артистам, а нам очень важно нужно, чтобы нас любили... На "Меченосце" вообще была прекрасная съемочная группа. Меня сразу приняли. Это редко бывает, особенно если ты не участвуешь в процессе с первого съемочного дня, как это было со мной.
Моя героиня - художница. Она встречает на своем пути человека и влюбляется в него. В этой любви она, так же как и главный герой, теряет ориентиры. И забывает, что кроме слова "месть" есть еще слово "прощение". Любовь пришла к ней неожиданно. У нее была другая жизнь. Но когда она встретила Сашу, то поняла, что прожитое равно нулю. Это фильм о любви и жестокости мира. О прощении и обращении в себя.
- На съемках финальной сцены вы совершили подвиг - несколько часов вам пришлось пролежать на холодной земле, ходить босиком...
- Я сама придумала, что в финальной сцене Катя будет босая. Что же было ныть и стонать?
Артем Ткаченко, исполнитель роли Саши:
- В нашем отечественном кинематографе такого фильма еще не было. Помню, как проходили пробы: меня вызвали на студию, мы с Филиппом сначала просто поговорили, а потом был самый ужасный момент - режиссер включил камеру и сказал: "Ну давай..." Я, как и все актеры, ненавижу процесс кастинга, но я рад, что Филипп в итоге выбрал меня.
- Не страшно было играть убийцу поневоле?
- Сначала было немного не по себе, потом адаптировался. Это моя первая серьезная драматическая роль - человека, которого окружающий мир превратил в монстра. Хотя все, что он делает, он совершает, казалось бы, ради добра... Для меня самым сложным были не трюки, а съемки финала. Весь день я носил на руках Чулпан или ее дублерш, которые почему-то казались тяжелее, чем Чулпан.
Сергей Сельянов, продюсер:
- Я испытываю удовлетворение от того, что мы сделали. Это тот проект, который я хотел реализовать вместе с Филиппом Янковским. К работе над ним я приступил еще четыре года назад...
- Как вы сами характеризуете жанр картины?
- Пресса называет "Меченосца" мистическим триллером, боевиком, а я считаю, что это драма.
- Сейчас стало модно снимать мистические фильмы ("Дозоры", "Живой"). Неужели отражать действительность по-другому нельзя?
- Мне интересно было работать и в этом жанре. Но меч, который появляется в руках главного героя, это метафора. Это выражение чувства самодостоинства. Возможность ответа и т.д. Длина меча зависит от внутреннего состояния героя.
- Главный герой не должен вызывать сочувствие, потому что он убийца, у которого сносит "башню". Но создатели фильма его оставляют в живых. Почему?
- Каждого человека есть за что жалеть, даже такого. Лучше бы ему умереть, поскольку смысл жизни, которую он обрел, со смертью любимой девушки он и потерял. Эта книга не соцзаказ. Не про социум пишутся книжки. Политкорректность убивает любое произведение. Если кого-то фильм зацепил, взволновал, значит, мы не зря старались. Если нет, то зря.
Евгений Даниленко, автор романа "Меченосец":
- Главный герой "Меченосца" - это некая стихия, олицетворение настроения, присутствующего в нашем современном мире. Его поступки - это реакция на мир, чем сильнее мир давит, тем мы сильнее сопротивляемся.
Я фильм смотрел в первый раз. Несмотря на некоторые благоглупости, он цепляет.
- Но обществу нужны положительные герои...
- А где их взять? Притягивать что-то за уши значит входить в противоречие с собственными ощущениями. А кто сказал, что цель любого произведения - учить? Цеплять! Потрясать! Ни Достоевский, ни Толстой ответы не давали.
- Принимали ли вы участие в создании сценария?
- Нет. И он мне показался достаточно упрощенным. Хотя Чулпан Хаматовой можно ничего не играть, а только присутствовать в кадре. Ее героиня - не человек, это прекрасное животное. От этой актрисы исходит особая чувственность. В жизни она обычна, но на экране - ворожба.
- Как вы оценили Артема Ткаченко?
- Замечателен. Чулпан и Артем - два сапога пара. У обоих природный магнетизм. Их не надо учить актерской профессии, их надо просто показывать на двадцатиметровом экране.
- Расскажите хотя бы коротко о себе.
- Живу в Омске. Учился во ВГИКе у Хуциева, но не смог окончить. Мне показалось, что институт пропах кислятиной и нафталином, и я его бросил. Мой учитель - жизнь. Это въедливый педагог. Я работал и грузчиком, и водителем, мыл золото...