В Калининграде открывают причал для судов-маломерок

- Партнеры в этом проекте - мэрии Калининграда, Зеленоградска, Клайпеды и Неринги, привлечены к работе в качестве экспертов известные калининградские яхтсмены Сергей Жадобко и Сергей Евченко, - объясняет руководитель регионального бюро поддержки проектов ЕС Алла Иванова. - Реализация проекта, рассчитанного на 18 месяцев, началась в июле прошлого года. Бюджет - 206 500 евро, из них почти 167 тысяч - грант еврокомиссии. Цель - вклад в развитие соседских отношений на взаимовыгодных началах. Очевидно, что туризм - одно из перспективных направлений для социально-экономического развития Калининградской области, и проект помогает немного продвинуться в этом направлении.

В перспективе причал на Преголе, в центре города станет промежуточным пунктом маршрута Нида - Калининград - Фромборк. Катера и парусно-моторные яхты пойдут по Куршскому заливу через поселок Рыбачий, где планируется открыть водный погранпереход. Там тоже закончен монтаж такого же плавающего причала, изготовленного по норвежской технологии литовской фирмой. До сих пор в бухте Рыбачьего к каменному молу могли причаливать только рыболовецкие суда местного рыбколхоза. Но теперь от бетонного пирса отходит легкий, но устойчивый понтонный причал. Настил из плотно подогнанных узких деревянных брусков, пропитанных специальным составом в вакуумных камерах, удерживается на плаву железобетонными поплавками, заполненными изнутри пенопластом, обеспечивающим плавучесть. Третий такой же причал в рамках проекта появился в Ниде. И у соседей он пустовать уж точно не будет - туризм вообще и водный в частности развивается там очень бурно. Четыреста метров подобного причала, построенного недавно в Клайпеде, были заполнены уже через две недели.

Долговечно ли это изящное сооружение? "Еще наши внуки будут пользоваться", - говорит Миндаугас Немунас, директор литовской строительной фирмы. Хочется верить, что еще до появления внуков у его молодых рабочих живописную бухту залива в Рыбачьем украсят паруса. Взирая на неухоженную территорию, поверить в это трудно. Но, глядя с мола на берег, где у немаленького особняка покоится гидросамолет, а у соседних - мощные катера, не так уж трудно представить себе, что в обозримом будущем найдется кому швартоваться у нового причала.

- Темпы, с которыми у нас начинают покупать катера и лодки, не снились нашим соседям в Литве и Польше. Как, впрочем, и цены, - говорит Сергей Жадобко, яхтсмен с почти 40-летним стажем. - В Калининграде уже негде ставить прогулочные суда. И удобных мест, где можно причалить во время водной прогулки, в области тоже раз-два и обчелся. Так что я думаю, здесь все очень быстро разовьется, как только на этом пути откроется движение и люди поймут, что тут можно деньги зарабатывать. Не захотят это делать местные жители - придут другие, которые перехватят у них инициативу.

Фантазии о парусной идиллии несколько сдерживает законодательная реальность. Фактическое отсутствие в области оборудованных марин - яхтенных портов - это лишь часть проблемы. Даже если бы эти марины и были, заходить в них суда под иностранным флагом не смогли бы. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и Правила плавания по внутренним водным путям РФ это запрещают. Нет на границах области и водных пунктов пропуска для маломерных судов, так что, к примеру, пересечь Неман или Куршский залив на катере или яхте не сможет ни россиянин, ни литовец или другой иностранец.

- Отдельному судну под иностранным флагом может быть разрешено плавание по внутренним водам России на основании решения правительства РФ, но это положение не действует в Калининградской области, так как не решен международно-правовой режим плавания иностранных судов в Куршском и Калининградском заливах, - говорит Сергей Жадобко. - А ведь позитивный пример снятия подобного запрета существует: в Карелии, Ленинградской и Архангельской областях распоряжением российского правительства еще в 1998 году разрешен транзитный проход иностранных некоммерческих прогулочных и спортивных судов из Балтийского в Белое море.

Хотя соглашение о сотрудничестве в области речного транспорта между министерствами транспорта России и Литвы, подписанное в 1993 году, не отменено, но на практике не выполняется. В прошлом году было подготовлено новое межправительственное соглашение, которое разрешило бы литовским судам плавание по внутренним водным путям области, а российским судам - в северной части Куршского залива. Сроки подписания документа переносились несколько раз, и непохоже, что он будет подписан и в нынешнем году.

Создание условий для водных путешествий - как части туристско-рекреационной индустрии региона - предусматривается многими солидными документами, от Федеральной целевой программы развития области до региональной программы развития туризма, где, в частности, предусмотрено строительство и обустройство мини-портов, речных пунктов пропуска на границах Калининградской области с Литвой и Польшей. Но пока для иностранных туристических и спортивных судов наши реки и заливы остаются терра, точнее - аква инкогнита.
Изменить ситуацию, по мнению российских экспертов проекта развития водного туризма, можно путем согласования позиций с федеральными структурами на территории Калининградской области - министерствами иностранных дел, обороны и внутренних дел, транспорта ("Росморпорт"), ФСБ России, таможенных органов. А еще - законодательная инициатива о разрешении транзитного плавания через Калининградскую область, если бы таковую внесли в правительство РФ власти региона. Была бы политическая воля, а водный путь проложить можно довольно быстро - хоть из варяг в греки, хоть из славян в немцы и прочие шведы. Благо географическое положение области это позволяет.

...Уезжая из Рыбачьего, встречаем группу немецких туристов с фотоаппаратами. Они бродят по бывшему Роситтену, преодолевая лужи на дороге, и не рискуют купить в полутемном магазинчике вкуснейшего и свежайшего - из залива сразу в коптильню - леща или жереха (а зря!). Больше деньги им здесь тратить негде. Может быть, они еще вернутся - уже по воде, ошвартуются в яхтенном порту Рыбачий и не узнают расцветшего при нем поселка. Ведь, согласно древней мудрости, даже самая длинная дорога начинается с первого шага. Или с первого причала…