Поддержка французским парламентом законопроекта о запрете на отрицание геноцида армян, который внесли депутаты от Социалистической партии Франции был одобрен абсолютным большинством народных избранников. Теперь тот, кто не признает факт геноцида армянского народа со стороны Турции, фактически приравнивается во Франции к преступнику. Нарушителю закона грозит штраф в размере 45 тысяч евро либо год тюремного заключения.
Как следовало ожидать, самую резкую реакцию решение французских парламентариев вызвало в Турции. Министр экономики Али Бабаджан намекнул на возможность принятия соответствующих экономических мер в отношении французских коммерсантов, включая бойкот их товаров. Наиболее показательными стали слова главы турецкого МИД Абдуллаха Гюля: "Если закон о геноциде будет принят, Турция не потеряет ничего, но Франция потеряет Турцию".
Не меньшего внимания заслуживает реакция и европейских политиков. Уполномоченный ЕС по вопросам расширения Евросоюза Олли Рен назвал французский законопроект "контрпродуктивным". Хотя в этой связи стоит упомянуть, что 28 сентября депутаты Европарламента приняли постановление, где предупредили Анкару о том, что ей следует признать геноцид армян, если Турция хочет стать членом Евросоюза.
Но не только эти заявления свидетельствуют о том, что поставленный во французском парламенте вопрос о геноциде армян, по меньшей мере, будет находиться в центре европейского внимания в ближайшее время. Так, например, в СМИ самой Турции, уже говорят о "двойных стандартах". Дескать, европейцы добиваются принятия в Турции законов о свободе слова и демократии. А сами действуют в "противоположном направлении".
Показательно, что в самой Франции этот щекотливый вопрос ранее поднимался несколько раз. Причем значительная часть французской общественности полагает, что "историю должны судить историки". Но уж никак политики.
Тем более что в преддверии грядущих президентских выборов обсуждение подобной темы, несмотря на традиционно присущий Франции либерализм, может быть истолковано "как разыгрывание предвыборной карты". Ряд изданий прямо намекает на то, что не дело политиков одной из ведущих европейских стран разбираться в отношениях двух стран, даже не являющихся членами Евросоюза.
Немало вопросов вызывает и то, каковы были истинные причины выдвижения данного законопроекта на суд парламентариев. Здесь можно выделить несколько ключевых моментов. Документ стал предметом политической борьбы и разного рода спекуляций. Закон, внесенный социалистами, демонстративно не поддержал правящий в стране Союз в поддержку народного движения, хотя руководство этой партии позволило членам своей фракции в парламенте самостоятельно принимать решение при голосовании. До вступления в силу закон о запрете отрицания геноцида должен получить поддержку верхней палаты парламента и, что самое главное, президента страны Жака Ширака. Несмотря на то, что в конце сентября в ходе визита в Армению он призвал Турцию признать историческую ответственность за геноцид, не факт, что такой документ будет подписан. На кону стоят экономические отношения Парижа и Анкары. К тому же правительство Франции уже заявило, что ценит отношения с Турцией и не видит необходимости в принятии такого закона.
Не случайно аналитики делают упор на "предвыборном эффекте" законопроекта. Во Франции живут около 500 тысяч армян. Многие из них являются видными представителями бизнеса и культурной элиты. Проведя закон об отрицании геноцида в нижней палате страны, социалисты, безусловно, теперь могут рассчитывать на моральную и, возможно, материальную поддержку представительной и самой большой в Европе армянской диаспоры Франции.
В целом принятие закона в нижней палате подтверждает то, что в Европе и во Франции всерьез обеспокоены возможностью принятия в ЕС Турции. Как и то, что политическая сила, которая сможет "сыграть" на подобных настроениях избирателей, может набрать неплохие электоральные очки.
Тем временем принятие французкого законопроекта вызвало неожиданную, но вполне прогнозируемую реакцию в ряде стран. Так, президент Украины Виктор Ющенко поручил министерству иностранных дел активизировать работу относительно признания международным сообществом Голодомора 1932-1933 годов на Украине геноцидом украинского народа.