Выступивший на нем руководитель департамента социальной защиты населения Игорь Сырников сообщил, что в Москве сейчас проживают свыше 1,2 миллиона человек с ограниченными физическими возможностями, из них 26 тысяч детей. Это десятая часть населения мегаполиса. К ним ежегодно добавляется порядка 100 тысяч новых инвалидов. Предоставление социальной помощи этим людям, сетовал Сырников, осложнил пресловутый 122-й закон, согласно которому все функции по реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями взял из рук субъектов Федерации на себя федеральный центр. Но объем помощи им стал теперь в два раза меньше, чем оказывала та же столица еще в 1998 году.
"Но еще обиднее то, что Фонд социального страхования не выполняет даже обязательств, прописанных в федеральных законах, - позже возмущался Игорь Сырников в разговоре по телефону с корреспондентом "РГ". - Например, нужен инвалиду или участнику ВОВ протез или коляска. Он прошел все и всех, чтобы получить их. Надо выдавать, а ему не выдают. Оказывается, нет у министерства денег. Просим: сообщите Москве об этом письменно, поставьте печать и правительство Москвы с этим письмом добьется того, чтобы ему разрешили официально помочь нуждающимся за счет городского бюджета. Не дают протеза и письма не пишут. Говорят: у нас будут деньги. Позже. Но что значит "позже" для человека, который без протеза оказывается прикован к кровати?" В итоге два столичных предприятия по изготовлению протезов сейчас временно остановлены. Задолженность им ФМС составляет 34 миллиона рублей.
Как известно, чтобы не допустить снижения жизненного уровня и без того малообеспеченной категории населения, столица приняла целый комплекс городских законов, позволяющих ей все-таки заниматься созданием для инвалидов комфортной среды обитания и интеграции их в обществе.
Именно московский мэр стал инициатором и принятия 199-го федерального закона, вернувшего субъектам право на оказание хотя бы дополнительных мер по реабилитации инвалидов. В частности, в Москве сейчас квалифицированную медицинскую помощь им оказывают в 170 лечебно-профилактических учреждениях. 800 школ принимают детей с ограниченными возможностями, обучая их по специально разработанным методикам.
Лишь за последние два года в 17 тысячах общественных зданий города появились спецсредства для удобного подъезда к ним людей с ограниченными возможностями и перемещения внутри. Появились сто специальных таксофонов для людей с нарушениями зрения и слуха. В салонах автобусов, троллейбусов, трамваев теперь устанавливаются табло с бегущей строкой, сообщающей всю информацию о маршруте следования. 19 маршрутов общественного транспорта оборудованы выдвижными площадками для удобной посадки колясочников. "Мосгортранс" получил указание вообще закупать только низкопольные новые автобусы и троллейбусы. Но все это, конечно, капля в море по сравнению с тем, в чем нуждаются инвалиды. Ведь изучая, насколько же удалось приспособить для них городские объекты, органы соцзащиты выяснили, что из 6 тысяч проверенных объектов процент приспособленных колеблется от 3 до 21.
Проанализировав предложения самих горожан, правительство Москвы поставило на ближайшее время несколько основных задач. Первая среди них - создание специализированных парковок у торговых центров, аптек, банков, во дворах. Вторая - оборудование этих самых посещаемых объектов спецподъемниками, а остановок общественного транспорта и подъездов жилых домов - пандусами. Третье - сделать еще более доступным развивающееся сегодня в городе социальное такси.
Семинар не случайно проходил именно в Южном административном округе. Для проживающих здесь 170 тысяч инвалидов многие из перечисленных проблем уже давно решены. Как рассказал префект Петр Бирюков, ни одну будущую новостройку здесь не согласуют, если в ней не предусмотрены спецподъемники и удобные бордюры для людей с ограниченными возможностями. В их квартирах город на средства из своего бюджета устанавливает пандусы, поручни и даже специальные сантехнические кабины.
Для того чтобы летом легко было добраться до дачи, за службами соцзащиты закреплены 14 автомобилей, которые по заявке инвалидов могут свозить их и по городу, и за город. "Почему бы не распространить этот опыт на весь город?" - предложил Петр Бирюков.
В каждом районе создаются досуговые центры. Четыре уже работают, их финансирование осуществляется из городского бюджета. Здесь инвалиды занимаются рукоделием, читают, просто общаются. Могут сходить и в кино - после реконструкции кинотеатр "Ашхабад" стал единственным в Москве, полностью приспособленным для инвалидов.