Было бы преувеличением утверждать, что проповедь возымела благое действие на британцев. Противники политики широко открытых дверей составляют в Соединенном Королевстве очевидное большинство, а проблема массовой иммиграции в страну остается все последние годы едва ли не самой взрывоопасной миной для нынешнего британского правительства.
О том, насколько остра эта проблема, говорит, пожалуй, уже один тот факт, что согласно последней переписи населения каждый четвертый житель британской столицы - иммигрант. А в некоторых лондонских районах иммигранты составляют больше половины населения. Заметно прибыло на Альбионе и в полку "русских" - к ним традиционно причисляют всех бывших жителей Советского Союза. Так, в начале прошлого года, по оценкам мэра Лондона, "русских" в одной только британской столице насчитывалось 50 тысяч человек, тогда как пять лет назад по всей Британии их было лишь 43 тысячи.
Что же больше всего смущает, если не сказать раздражает, коренных британцев в новых переселенцах? По мнению "аборигенов", у пришельцев слишком много прав, которыми те нередко злоупотребляют. Например, положение закона об интеграции беженцев гласит, что получивший статус беженца имеет все основные права, как и граждане Соединенного Королевства. А именно: право на получение бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, право на жилье и на трудоустройство. Но коренные британцы считают, что в своих правах пришельцы не только равны им, но и нередко оказываются гораздо "равнее". В то время как для многих коренных жителей трудноразрешимой проблемой стало приобретение жилья, цены на которое ныне в Британии исчисляются астрономическими цифрами, люди, получившие статус беженца, получают дома и квартиры бесплатно. И весьма неплохое жилье. Например, семье с тремя детьми предоставляется квартира или же дом с тремя, а то и четырьмя спальнями.
Мой лондонский приятель, глава крупной пиаровской фирмы, как-то пожаловался мне на то, что именно массовый наплыв в страну иммигрантов и беженцев, усадивших своих детей за парты местных государственных школ, вынудил его перевести двоих его детей в частную школу. И хотя счета от этой школы опустошают карман, другого выхода он не видит: качество обучения в государственных школах резко снизилось, поскольку дети приезжих зачастую вообще не знают английского и делают сразу весь класс отстающим.
К тому же прибывшие в Британию иммигранты автоматически получают право на посещение бесплатных курсов английского языка, на социальное пособие, а также разрешение на работу. Надо заметить, что Британия и Ирландия оказались единственными в Евросоюзе государствами, где не ввели ограничений на предоставление рабочих мест для жителей стран - "новичков" в Евросоюзе.
Лондон никогда не проводил политики селективного отбора въезжающих в страну на жительство. Право на получение "вида на жительство" и работу не оговаривалось какими-либо особыми условиями и требованиями. И лишь совсем недавно лейбористы предложили введение системы баллов для иммигрантов. Эти баллы обеспечат преимущественное право на получение рабочей визы и вида на жительство для людей высокой квалификации и ограничат возможности неквалифицированных иммигрантов. В частности, иностранцы, прожившие по рабочей визе в Британии четыре года, уже не смогут, как это было до последнего времени, автоматически получать вид на постоянное жительство. Гражданство будет предоставляться лишь квалифицированным специалистам. За регулирование иммиграции выступают в Британии оппозиционные консерваторы, которые в случае возвращения к власти намерены ввести ежегодный лимит на переселенцев. Однако пока это лишь проекты.