- Римма Федоровна! Вы долгое время возглавляли Союз писателей Советского Союза, как осуществлялась и координировалась деятельность такой огромной организации? Ведь были тогда и республиканские Союзы писателей, в их числе - белорусский.
- И то было, и другое - но все они объединялись в профессиональный союз писателей СССР, в который входили Союзы писателей республик. Существовали местные отделения, но Союз был один.
- В союзных отделениях никого не заставляли писать на русском языке?
- Раз в четыре года проводили съезды, на которых рассматривали текущие вопросы организации, избиралось руководство.
- Вопросы идеологии тоже относились к прерогативе писательских съездов?
- Да, тогда идеология была, в отличие от нашего времени, поэтому вопросы идеологии государства стояли не на самом последнем месте в повестке дня. Более того, обсуждались и политические проблемы. Тогда литература была осознанно ангажированной, патриотической, гражданской. Считалось нормальным, если писатель писал не только о том, что у него на одном месте прыщ вскочил, а старался коснуться значительных тем общественной жизни.
Еще, добавлю, интенсивность литературного процесса не всегда зависит от того, какое время на дворе, кто стоит у власти. В ту пору было проще напечатать книгу, отсюда - отследить текущий литературный процесс.
- А сейчас?
- Сейчас литературный процесс не отслеживается, а, может быть, где-то в российской глубинке живет и творит замечательный поэт или писатель, но у него нет возможности выйти к большому читателю. Современный литературный мир разрознен. И так называемый рынок на него сильно влияет, потому что многие интеллигентные, образованные люди вместо того, чтобы сдать нечто достойное, сочиняют сплошь детективы и любовные романы. Такой литературы сейчас очень много, она находит сбыт, ее охотно издают. Издатели печатают только тех писателей, которые приносят доход.
- Откуда издатель может знать, как будет продаваться книжка начинающего автора?
- У издателей глаз наметан, в крайнем случае идут на промоушн, рекламные акции. Но раскрутка стоит дорого, поэтому часто издатели пользуются уже раскрученными именами, пусть даже они к писательской среде не имеют никакого отношения.
- А в нынешнем Союзе писателей Москвы какая-то работа проводится с молодыми авторами?
- Наш Союз раз в году проводит совещание молодых писателей. Есть Литературный институт, есть талантливые молодые писатели, которых мы берем на семинары и по их результатам принимаем в Союз.
- Какие герои, по вашему мнению, вышли на первый план в сегодняшней литературе?
- Прыгуны, скакуны и секс-бомбы. Как изменить ситуацию и нужно ли ее менять - не моя проблема. Писателей вообще как бы нет, их нет и в числе главных советников по культуре... О чем тут говорить... Везде попса и самодеятельность. Тут не до серьезных писателей, когда нет статуса у людей, делающих современную литературу.
- Зато многие бизнесмены и политики в России бросились писать книги - сами себя издают. Как вы к этому относитесь?
- К тем, кто считает себя великим поэтом или писателем и не видит других, к этому я спокойно отношусь. Потому что лично меня больше интересует, насколько политик состоятелен на своем политическом поприще, а не на литературном. Как правило, вирши таких писателей никому не нужны, а вот их деятельность на государственных постах интересует весь народ.
- Вы, похоже, обижены, что современный литературный процесс не поддерживается чиновниками...
- Нет, не обижена, но профессионального Союза писателей Москвы как бы не существует. Поэтому что можно сказать о современном литературном процессе? У нас даже помещения нет! Никто никаких денег не выделяет - ни Министерство культуры, ни городские власти. Нет, вообще-то дают - 3-4 стипендии на весь творческий союз, а в нем более двух тысяч человек, которые работают несмотря ни на что и которым мы, руководство, ничего не можем дать или помочь.
- Общаетесь ли с литературными организациями в бывших союзных республиках?
- Иногда "Литературная газета" публикует переводы с разных языков, в том числе с белорусского. Но вот с прямым общением сложнее. У нас нет помещения, чтобы принять ту же белорусскую делегацию писателей! Не могу же я разместить всех у себя в гостях в частном порядке?! И если я дружу с белорусами, то это мои личные отношения. Например, очень люблю белорусского поэта Анатоля Вертинского, когда бываю в Беларуси, мы обязательно встречаемся. Последний раз с белорусскими писателями я встречалась на похоронах Василя Быкова...