Родители семи процентов новорожденных - несовершеннолетние

Почему происходят такие "преждевременные роды" - тема отдельного разговора, который требует глубокого погружения в социально-экономический, образовательный, культурно-нравственный аспекты проблемы. Участники же конференции обсуждали, как минимизировать негативные последствия раннего материнства. Именно - материнства, поскольку в таких случаях отцов, над которыми дамокловым мечом висит уголовная статья о совращении несовершеннолетних, предпочитают не называть.

Согласно Семейному кодексу, несовершеннолетние родители имеют ограниченные права и обязанности в отношении своего ребенка - оно и понятно, в полном объеме исполнять родительские обязанности в 14-летнем возрасте просто-напросто невозможно. Что касается "дозволенного", то здесь речь, в частности, идет о праве на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. По законодательству ребенку и маме, которая по сути дела тоже - дитя, должны назначить опекуна. В противном случае возникают разного рода коллизии: несовершеннолетняя мама ввиду своих ограниченных полномочий не имеет возможности даже дать разрешение на госпитализацию ребенка, если тот вдруг серьезно заболеет. Это должен сделать опекун - взрослый ответственный человек. Но на сегодняшний день проблема в том, что органы опеки и попечительства далеко не всегда бывают осведомлены о том, что на подведомственной им территории несовершеннолетняя девушка родила ребенка. В таких случаях и опекунство не оформляется со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Бывают и вовсе вопиющие случаи: не так давно сотрудники Управления ЗАГС Воронежской области разбирали жалобу из Лискинского района и в ходе этого разбирательства, в частности, "обнаружили" двух нигде и никак не зарегистрированных детей (тоже плоды преждевременного материнства), сегодня им - уже по пять лет. И в течение всей этой "пятилетки" вокруг были люди - соседи, знакомые, представители органов власти, но никто не удосужился поинтересоваться правовым положением ребят.

По мнению преподавателя гражданского права юридического факультета ВГУ Оксаны Величковой, чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимо наладить обмен информацией между различными ведомствами о несовершеннолетних родителях. Раз нет соответствующей нормы на федеральном уровне, значит необходимо решить эту организационную проблему хотя бы на уровне областном. Что, по всей видимости, и будет сделано - с помощью института регионального законодательства, наделенного правом законодательной инициативы.

Кстати, "РГ" уже сообщала ("Неприкаянные" от 06.10.2006 г.) о скандале в школе-интернате № 2, одна из воспитанниц которого родила ребенка. Как утверждают работники прокуратуры, проводившие проверку, - родила в подъезде, хотя сама девушка этот факт отрицает. По словам 14-летней мамы, она действительно рожала не в больнице, поскольку боялась, что ей там будут делать кесарево сечение, а дома - у родного деда. Понятное дело, что, будучи в положении, девушка не состояла на учете в гинекологической консультации. Да и в интернате о ее "интересном положении" не догадывались, поскольку полгода назад она самовольно покинула учреждение. Так вот, когда о рождении ребенка воспитанницей интерната стало известно органам опеки и попечительства, то те взялись за наведение порядка. Юную маму снова определили в интернат, а малютку отправили в дом ребенка. Девушка, сама находясь на попечении государства, не хочет отдавать свою крошку "в те же руки". Хочет жить с ней вместе. Но, так уж выходит, что попечительствовать над обеими кроме органов опеки некому. И вместе быть им пока нет никакой возможности: мама не может по закону жить в доме ребенка, а ее дочь не может поселиться в интернате, пока ей не будет минимум три года. По мнению юристов, специалистов органов опеки и попечительства, нынешнее "расселение" родительницы и ребенка - лучшее, что можно сегодня придумать. Говорят, что девушке никто не запрещает навещать дочь, а потом - по достижении 18-летнего возраста - забрать ее.

Тем временем

Приемные родители станут получать за усыновленных детей зарплату - закон об этом приняла сразу в двух чтениях Воронежская областная дума. В интернатах Воронежской области воспитывается около пяти тысяч детей, из них почти две тысячи - сироты или оставшиеся без попечения родителей. Между тем фактов усыновления-удочерения совсем немного, только шестьдесят детей обрели за последнее время приемных родителей. На стимулирование этого процесса и направлена законодательная инициатива, с которой выступила областная прокуратура. Прокурор области Николай Шишкин предложил депутатам законопроект, устанавливающий приемным родителям заработную плату: за воспитание одного ребенка - два минимальных размера оплаты труда, двух детей - четыре МРОТ, за трех - шесть, за четырех - восемь, за пятерых и более - десять МРОТ. В денежном выражении это от 2,2 до 11 тысяч рублей. В силу закон вступит с начала следующего года. Требуемая на реализацию закона сумма - 3,4 миллиона рублей - будет заложена в областной бюджет 2007 года.