Каким образом предполагается это сделать, вчерне озвучили присутствующие на совещании министры. В частности, глава минэкономразвития Герман Греф предложил разработать общие правила торговли на рынках для всех регионов, ввести квоты на торговые места для местных сельхозпроизводителей.
Вчера мэр российской столицы Юрий Лужков откликнулся на предложение Грефа сенсационным заявлением. Он пообещал, что в ближайшее время власти города примут решение, по которому на продовольственных рынках столицы более половины, а то и все 70-80 процентов мест будут обязательно отдаваться российским фермерам. По словам Лужкова, это решение будет соблюдаться в обязательном порядке, даже если фермеры в какой-то день не смогут подвезти достаточно продукции и прилавки будут пустовать, на эти места никто не сможет претендовать.
Но у Грефа было и еще одно предложение: чтобы новые порядки было кому контролировать, то для этого министр порекомендовал создавать управляющие компании, которые бы несли полную ответственность за работу рынков. Эту тему развил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, высказавшись за то, чтобы такими управляющими компаниями на рынках стали потребительские кооперативы сельхозпроизводителей. Правда, среди самих сельхозкооператоров эта "замечательная, но абстрактная идея" вызвала недоумение. Так, председатель Всероссийской ассоциации сельхозкооперативов Василий Печеев задался вопросом: "Кто кооператоров на эти рынки пустит, если почти все рынки давно приватизированы?". А создать сбытовой кооператив, привязанный к рынку - вообще, по его выражению, идея из "космических". Понятно, экспроприировать уже существующие приватизированные рынки не удастся. Значит, с участием сельхозкооперативов надо создавать новые. По прикидкам, которые делали в ассоциации, только на создание и обустройство небольшого нового сельхозрынка на 20-30 торговых мест потребуется от 2 до 3 млн. рублей. "Если при этом местные власти будут готовы передать муниципальные рынки в качестве уставного вклада в сельхозкооперативы - это другое дело", - размышляет Печеев. Но это, по его словам, трудный путь.
Пока же, по мнению начальника отдела агропромышленного комплекса кабинета министров Республики Татарстан Анатолия Краснова, единственной альтернативой перекупщикам являются традиционные осенние сельскохозяйственные ярмарки, которые контролируют местные власти. Кстати, на проведение ярмарок местные власти уповают во многих регионах. Потому что это делать проще всего - время проведения ярмарок исчисляется днями. Власти обеспечивают селянам бесплатные площадки в каждом районе города. В результате цены на ярмарках на 20-40 процентов ниже, чем на рынках. И, как правило, в эти дни снижаются цены на сельхозпродукцию и на остальных рынках города. Это еще раз говорит о том, что посреднический криминал не выдерживает открытой конкуренции.
Как уже писала "РГ", по мнению депутата Госдумы Сергея Глазьева, сегодня в крупных российских городах свободный доступ на рынки фермерам просто перекрывают организованные преступные группировки. Поэтому главная задача государства - очистить рынки от криминального сговора между формальными и фактическими их хозяевами. То, что это задача решаема, Глазьев не сомневается. Депутат даже привел корреспонденту "РГ" пример из жизни. В одном из регионов губернатор гарантировал всем крестьянам, желающим продать свой товар, свободный доступ на рынки. А местная милиция и городская администрация за это отвечали. Вплоть до того, что крупные партии сельхозпродукции ввозили на рынки под конвоем милиции. Кроме того, в городе была создана сеть муниципальных магазинов, которые торговали, напрямую получая товар от крестьян. В результате цены на сельхозрынках отличались даже от минимальных, закупочных на 20-30 процентов и фактически включали в себя только транспортные издержки. Между тем вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский считает, что главное не в том, чтобы уменьшить число посредников, а найти оптимальное соотношение оптовиков и производителей. И урегулировать эти рыночные отношения с помощью нормативных документов.
Что касается типовых правил торговли, которые предложил на всех российских рынках узаконить с помощью постановления правительства Герман Греф, то эта идея для российских регионов также не нова. Почти в каждом городе и районе приняты свои типовые правила и паспортизация рынков, разработанные с участием местных законодателей, территориальных управлений Роспотребнадзора. Но дело даже не в этой разноголосице, а в том, что правила не всегда работают. Так, в Нижнем Новгороде их приняли еще четыре года назад. Есть здесь и квотирование торговых мест - по 5 процентов на каждом рынке. Однако, по словам заместителя губернатора Нижегородской области Ирины Живихиной, ни один рынок в городе не придерживался этих правил. Наведением же порядка на местных рынках власти занялись только в этом году после взбучки губернатора Валерия Шанцева. Роль личности в истории - аргумент, конечно, мощный. Но когда только его и можно привести, говорит о том, что в стране нет реального законодательства, с помощью которого действительно можно навести порядок на рынках.