"Партии у нас теперь выходят из политической тусовки Садового кольца, стараются наладить отношения с гражданским обществом", - с удовлетворением заявил европейским гостям глава ЦИК Александр Вешняков. Правда, его беспокоят некоторые новые веяния в российской партийной среде: "Руководство партий имеет естественную тенденцию приобретать олигархическую форму, причем наиболее способствует олигархизации партийного руководства жесткая структура партии, несамостоятельность ее региональных структур, персонифицированное лидерство". Именно поэтому, считает глава ЦИК, появилась законодательная инициатива, которая может дать "импульс развитию партийной коррупции", когда руководство партии само решает, кому предоставить освободившийся по какой-либо причине депутатский мандат.
Активность же российских партий оказалась прямо пропорциональна сокращению их количества: если в 2002 году насчитывалось 199 политических объединений, то сейчас их осталось только 34. "И можно ожидать, что в 2007 году это число уменьшится примерно в два раза", - удовлетворенно заметил Вешняков. Аудитория реплику докладчика восприняла с одобрением, ничуть не смущаясь тем фактом, что форум был посвящен выяснению "Роли политических партий в строительстве демократии". Надо сказать, что это уже второе заседание форума, первое состоялось в прошлом году в Варшаве, хотя глава оргкомитета мероприятия Константин Косачев убежден, что польское мероприятие уступает российскому по уровню представительности, "поэтому наш форум оказался фактически премьерным".
Сразу два системных документа оказались предложены участникам форума. Основной докладчик, член ПАСЕ от группы социалистов Микко Эло предложил своего рода этический кодекс поведения для партийцев. "Приобщение людей к демократическим ценностям и знакомство с демократическими институтами может помочь гражданам влиться в политическую жизнь как на партийной, так и на внепартийной основе", - и с этими словами Эло не могли не согласиться сидящие в зале 150 представителей ПАСЕ. Он уделил особое внимание созданию системы контроля за партийным финансированием, которое должно касаться не только фондов избирательной кампании, но и личных доходов партийцев, получивших государственные должности.
А Александр Вешняков был чрезвычайно удивлен тем фактом, что предложенный ЦИК и Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы проект "Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод" был назван комитетом министров Совета Европы преждевременным. Ведь в случае ее принятия, уверен Вешняков, "будут созданы условия для стабильности национального избирательного законодательства и недопущения регресса в сфере демократии, для формирования атмосферы взаимного доверия и недопущения практики использования двойных стандартов при проведении международного наблюдения за выборами".
Тема двойных стандартов волновала всех российских политиков. Глава МИД Сергей Лавров заметил, что "кого-то могут не устраивать темпы наших преобразований, но нужно бережно относиться к национальной самобытности, ценности демократии в каждой стране реализуются по-разному". Лидер "Единой России" Борис Грызлов выразил уверенность, что "значительная часть избирателей, видя применение двойных стандартов по отношению к их стране, начинают сомневаться в объективности любых оценок, в наличии любых универсальных демократических ценностей". А глава КПРФ Геннадий Зюганов и вовсе поделился личным опытом общения с европейскими политикам: "Они нас все время учат: то за Чечню, то за Грузию, как ни приедешь, все время воспитывают".