Новости

24.10.2006 04:34
Рубрика: Власть

Не контроль, а учет

Дмитрий Козак предложил заранее определить объемы бюджетной поддержки регионов ЮФО

Как сообщил Козак во время совещания с главами субъектов Федерации, входящих в ЮФО, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию на юге России, надо прежде всего заставить работать эффективно работать региональные власти. Для чего, в свою очередь, требуется отлаженный механизм их взаимодействия с федеральным центром. Правда, считает Козак, этот механизм "не должен иметь функции контроля, поскольку контрольных органов и без того достаточно".

По мнению полпреда президента, социально-экономическая ситуация в ЮФО пусть медленно, но стала меняться к лучшему. Однако этого недостаточно, так как округ "отстает от среднероссийских показателей". Возглавляемая полпредом соответствующая комиссия должна предложить наиболее оптимальные способы взаимодействия регионов и центра, чтобы подобные цифры наконец-то стали внушать оптимизм. Необходимо также, по словам Козака, свести к минимуму имеющиеся разногласия, "максимально отрегулировать проблемы" и "заложить мостик к федеральному бюджету на 2008 год". Козак считает, что собираться комиссия должна не реже одного-двух раз в месяц и сосредоточиться "не на контроле за финансовыми потоками в регионах", не на "лоббировании индивидуальных проектов", а именно на поиске наиболее эффективных методов работы.

Как сообщил Козак журналистам, губернаторы регионов Южного федерального округа поддерживают идею об увязке финансирования территорий из федерального бюджета в зависимости от темпов их социально-экономического развития. Сегодня "инструменты поддержки регионов во многом завуалированы и не очевидны, а эффективность органов исполнительной власти зачастую оценивается в зависимости от способности лоббирования". Козак считает такое положение дел неприемлемым. Зато, по словам полпреда, рейтинги уровня социально-экономического развития регионов можно будет применять при подготовке бюджета на 2008 год, поскольку прежде "необходимо установить конкретные нормативы, порядок их составления и обязательно обеспечить объективность рейтингов". Дмитрий Козак убежден, что помощь из федерального бюджета регионам, которые демонстрируют наивысшие темпы, должна быть существенной, при этом на дополнительную поддержку смогут рассчитывать примерно 50 процентов территорий ЮФО. По данным полпреда, в бюджете 2007 года на поддержку эффективно работающих субъектов Федерации планируется направить 11 миллиардов рублей, чего явно недостаточно - фонд поощрения регионов необходимо увеличить в несколько раз. Правда, "с низкого старта начинать движение легче" - это Козак заявил, признав, что "рейтинг эффективности" не лишен недостатков. Так, например, сразу несколько республик Северного Кавказа вышли бы тогда в лидеры по показателям динамики роста экономики.

Как сообщил Козак, комиссия приняла решение внести в Бюджетный кодекс ряд поправок, направленных на создание стимулов для развития экономики, повышения доходов бюджетов, улучшения качества жизни людей, а также эффективности использования финансовых ресурсов. Губернаторы ЮФО обратились к руководству минфина с просьбой подготовить методические рекомендации по распределению средств из федерального бюджета, с тем чтобы лидеры регионов "не занимались астрологическими прогнозами, что им перепадет из федерального бюджета", а заранее могли определить объемы бюджетной поддержки. Наряду с этим, по просьбе региональных лидеров ЮФО, федеральный центр должен оказать методическую помощь "по реформированию бюджетной сети в области образования и социальной сферы, в частности, в подготовке методик финансирования по подушевому принципу". Козак уверен, что это позволило бы повысить качество услуг, предоставляемых гражданам. Полпред отметил, что "главной задачей является, с одной стороны, наращивание помощи регионам из федерального бюджета, а с другой - повышение эффективности использования этих средств на территории".

Козак назвал и конкретные цифры. Прямая бюджетная поддержка регионов ЮФО из центра в 2007 году возрастет на 16,5 процента, что на 2,5 процента больше, чем в целом по стране.

Региональные лидеры высказали после совещания свою поддержку и одобрение позиции полпреда, не забыв попросить увеличить фонд регионального развития в соответствии с конкретными нуждами областей и республик Юга России.

   как вам это?

Александр Ткачев,
ГУБЕРНАТОР КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:

- Конкуренция должна быть не только в бизнесе, но и в административной сфере. То есть регионам нужно бороться за получение дотаций, субвенций и субсидий из центра.

Критерий тут один: показатели, отражающие истинное положение дел в регионе. Это и рост валового внутреннего продукта, и состояние дел в экономике, и доходы на душу населения, поступление средств в бюджеты всех уровней и так далее. По этим и многим другим параметрам, думаю, будут определяться финансовые принципы стимулирования развития регионов.

Арсен Каноков,
ПРЕЗИДЕНТ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ:

- Считаю, что дополнительное финансовое стимулирование регионов может стать одним из способов улучшения социально-экономической жизни населения. Как одну из мер предлагаю до 25 процентов от сумм НДС, собранного в субъекте Федерации, оставлять в бюджете региона.

Такие отчисления позволят повысить наполняемость местной казны.

В рамках реализации 131-го Федерального закона муниципальные образования получили достаточно широкие полномочия, которые зачастую не подкреплены финансами. И средства НДС могут помочь им в решении многих дополнительных вопросов.

Уверен, что основной задачей в бюджетном процессе любого дотационного региона должно являться снижение доли федеральной финансовой помощи. В Кабардино-Балкарии уровень дотационности планируется уменьшать на пять-десять процентов ежегодно за счет увеличения доходности республиканского бюджета. Если в 2006 году уровень дотационности казны республики составлял 65 процентов, то в проекте бюджета на следующий год мы заложили уже 60.

Александр Починок,
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ЮФО:

- Схему поощрения регионов нельзя выделять из всей совокупности предложений, которые обсуждались на комиссии. А совокупность предложений проста: сначала определить минимально допустимый уровень бюджетной обеспеченности и принципы финансового обеспечения региональных и местных полномочий, а потом подготовить и ввести федеральные и региональные рейтинги эффективности деятельности органов публичной власти в субъектах.

Для этого берется набор показателей, отражающих уровень социально-экономического развития, уровень использования региональных ресурсов и степень продвижения вперед. Причем, подчеркиваю, рейтинги не абсолютные, а относительные. То есть даже отстающий субъект, если в нем видны прогрессивные перемены, может обогнать в этом плане лидеров. Соответственно, должны быть созданы фонды для финансового стимулирования регионов - федеральный бюджет, муниципалитетов - региональные бюджеты. Чтобы эта помощь оказывалась, субъектам и муниципальным образованиям нужно добиться положительной динамики. Такая система позволит отстающим подтянуться и получить дополнительные средства. Министерству финансов поручено до 1 декабря подготовить соответствующие предложения и внести их на рассмотрение правительства.

Кстати, минфин уже работал в таком ключе, и подобные схемы стимулирования показали свою результативность. Как раз на заседании комиссии было показано, что, как только он начинает стимулировать какой-то из субъектов, регион, получая серьезную прибавку (даже за незначительные усилия), демонстрирует темпы роста доходов или значительную экономию затрат. Возьмем, к примеру, Дагестан. Несколько последних лет в республике наблюдаются устойчивые темпы роста валового регионального продукта. Следовательно, она будет поощрена.

А что касается предложения распределять между субъектами пропорционально численности их населения четвертую часть сборов от налога на добавленную стоимость, то тут надо считать. Да, действительно, доля собственных доходов регионов в последнее время уменьшилась. Раньше они имели намного более высокий процент от всех доходов, теперь - до 40 процентов, то есть произошло колоссальное снижение. Конечно, что-то нужно с этим делать. Что - пока не совсем понятно. Необходимо поработать в этом плане с каким-то из устойчивых налогов, например, на прибыль или действительно с НДС. В какой пропорции - надо смотреть.

Юрий Васильев,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГД ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ:

- Напомню, что комиссия, которая занимается вопросами улучшения социально-экономической ситуации в Южном федеральном округе, создана месяц назад. В других федеральных округах таких комиссий пока нет. Но по первому заседанию стало ясно, что вопросы, которые она решает, касаются практически всех территорий.

Как сказал Дмитрий Козак, надо создать такие принципы выделения средств из федерального бюджета регионам, чтобы этот процесс не зависел от лоббистских возможностей их руководителей. И это совершенно верно.

Надо сказать, что в бюджетной политике мы уже начали двигаться в этом направлении. Однако понимаем, что, несмотря на использование новых подходов, направленных на усиление стимулов для увеличения доходной базы региональных бюджетов, эта система до конца не срабатывает. Так что ее надо совершенствовать.

Об этом свидетельствует и ситуация, сложившаяся в ЮФО. Но тут надо сказать об особенностях структуры доходов бюджетов его регионов. Если в структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ доля безвозмездных перечислений составляет 16 процентов, то по ЮФО - 39 процентов, при этом доля налоговых доходов соответственно - 73 процента и 54 процента. При этом на территории девяти субъектов ЮФО (из тринадцати) собирается лишь 18 процентов налоговых доходов. Тем не менее по состоянию на 1 сентября 2006 года темп роста налоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2005 года сложился выше среднероссийского (122 процента) и составил 135 процентов. Это говорит о динамичном развитии собственной налоговой базы у "южных" регионов. Однако когда распределяли средства по ныне действующей схеме, получилось, что в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Северная Осетия-Алания, Ростовской и Волгоградской областях объемы дотаций по сравнению с 2006 годом снизились. И только активная позиция депутатов привела к сохранению трансфертов на уровне 2006 года, а по некоторым регионам даже к их увеличению.

Подготовили
Татьяна Павловская, Алена Ларина, Илья Акимов, Мария Мазур

Власть Работа власти Регионы Экономика Макроэкономика Экономика Казна Федеральный бюджет Экономика Казна Бюджеты регионов Президент Полпреды Президента в федеральных округах