В Челябинске принимают итальянскую оперу

Идея уникального фестиваля принадлежит Борису Стаценко. Родившийся в городе Коркино Челябинской области лучший вердиевский баритон Европы, он прекрасно знает, что оперу нужно слушать живьем, но челябинская публика вряд ли отправится в Италию. Значит, нужно привезти Италию на Южный Урал.  

Нынче фестиваль расширил свою географию, захватив Пермь и Екатеринбург, где итальянцы выступали с одним гала-концертом. А вот на челябинской площадке долгожданные гости поучаствуют в двух "итальянских" спектаклях нашего театра, "Тоске" и "Трубадуре". Причем в этом году челябинский театр готов петь на языке оригинала уже всем составом.

Известный бас Луиджи Рони, лучшая исполнительница опер Пуччини Мария Пиа Джоната, молодые исполнители Лаура Бриоли, Ренцо Джулиан, Франческо Медда, Кристина Мартуфи, дирижер оркестра Стафано Рабалья и, конечно, сам Борис Стаценко - эти имена хорошо известны европейскому зрителю театров "Ла Скала", "Арена ди Верона", "Метрополитен-Опера", "Ковент-Гарден".

- Для наших исполнителей сотрудничество с известными итальянскими певцами - это своеобразный мастер-класс, а для итальянцев? - Я разговаривал с дирижером, и, по его словам, не только он учит чему-то оркестр, но и сам учится у оркестра, - говорит Борис Стаценко. - А для итальянцев это возможность увидеть Урал. Они рады увидеть снег, увидеть русских людей - они особенно отмечают, что здесь  очень открытые люди. Говорят, даже если солнце в тучах, все равно люди солнечные.

- Вы готовы представить публике немецкую и даже греческую оперу? - Если какой-нибудь театр согласится - а в Челябинске никогда не слушали опер Вагнера, — я могу набрать компанию из немецких певцов и привезти немецкого дирижера. Это может состояться - и немецкая опера, и французская, и греческая. Моя цель - популяризация оригинальной оперы: посмотрите, сколько сегодня произведений прозвучало, которых публика никогда не слышала. Конечно, новая музыка немножко странновата для ушей, поэтому нет такого успеха. Легче спеть "la Donne mobile - сердце красавицы…" - успех будет оглушительный, но мы хотели, чтобы публика познакомилась с итальянской музыкой.

На гала-концерте итальянцы пели арии из оперы "Паяцы" Леонкавалло, "Сельская честь" Масканьи, "Мадам Баттерфляй" Пуччини. Первое отделение зал действительно встретил с заметной прохладой - вначале громче всех аплодировал и кричал "браво!" Луиджи Рони из директорской ложи, зато ко второму отделению челябинская публика успела выучить итальянские имена, запомнила, кто и как пел, привыкла и, в свою очередь, стала кричать "молодцы!". Когда Борис Стаценко выкатил на сцену рояль, под аккомпанемент которого итальянцы темпераментно пели неаполитанские песни, - уральская публика отнеслась к молодым исполнителям и вовсе душевно. Когда Лаура Бриоли выбежала к роялю с листочком недоученной песни, ее приняли уже как свою. С первыми аккордами зал сделал вид, что давно и хорошо знает неаполитанские песни, - Лаура улыбнулась, кивнула, сделала неаполитанский жест а-ля Кармен - и Челябинск простил итальянцам и их бесспорное совершенство, и их несомненное превосходство.

Теперь Челябинск ждет "Тоску" и "Трубадура", заключительный гала-концерт и, может быть, даже Вагнера - если в скором будущем сбудутся планы Бориса Стаценко.