Законопроект особенно важен для субъектов РФ и муниципалитетов. По мнению экспертов, достоинство законопроекта - это то, что он вводит само понятие территориального землеустройства, определяет случаи, когда необходимо его проведение, а также виды работ, осуществляемые при его проведении. Принятие новых поправок поможет упорядочить гражданский оборот земельных участков, защитит права собственников, конкретизирует полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении землеустройства.
Все это, конечно, хорошо, но, к сожалению, простым гражданам в целом новый закон жизнь в будущем не облегчит. То, чего все так ждали, не произошло, законопроект не решает вопрос, сколько будут стоить услуги землемеров. Напомним, что сегодня, несмотря на принятие так называемого закона о дачной амнистии, большинство граждан не могут оформить свои участки из-за высоких цен на проведение землеустроительных работ. Процедура межевания в разных регионах стоит от 2 до 15 тысяч рублей, а иногда и больше. Да новый законопроект описывает случаи, когда гражданам не нужно будет проводить межевание, и тогда, естественно, в теории не надо платить и землемерам. Но кто знает, как это будет на практике. Сегодня дачникам для оформления своих домиков вроде тоже достаточно заполнить декларацию, при этом БТИ все равно приходится вызывать для его оценки. Кроме того, по новому законопроекту, чтобы оформить участок без межевания, необходимо, чтобы его границы были прописаны в кадастре и однозначно определены. К сожалению, у большинства граждан они как раз однозначно и не определены, а значит, вызова землемеров не избежать.
Что самое интересное - на вопрос депутатов, сколько же будут стоить для граждан услуги межевания, Андрей Шаронов ответил философски: стоимость процедуры определит рынок. Вот только интересно, как этот рынок ее будет определять? И кто гарантирует гражданам, что рынок ее определит правильно и нам всем не придется платить еще больше, чем сегодня?
Получается, что разработчики законопроекта только предполагают, что цена на услуги будет снижена, но в законе это никак не зафиксировано. Большинство экспертов были уверены, что государство хотя бы установит предельную стоимость землеустроительных работ или определит, например, как с земельным налогом, какой-то коэффициент, а то непонятно - как сейчас землемеры оценивают свои услуги и почему в Московской области, в соседних районах, цена разная, откуда берутся за шесть соток эти 2-15 тысяч рублей.
У депутатов к законопроекту тоже возникла масса вопросов. Все комитеты, через которые он прошел, высказали свои претензии к законопроекту и предложили ко второму чтению его серьезно доработать. В частности, председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум отмечает, что комитет неоднократно выступал за устранение административных барьеров при проведении землеустройства. "Мы рассчитывали, что внесенный правительством законопроект позволит эти административные барьеры устранить, - сказал он. - Но предложенная редакция проблем не решает". Более того, проект, по словам Шаккума, устанавливает "такие усложненные процедуры, которые приведут к еще большим административным барьерам". Проект, с одной стороны, жестко регламентирует случаи обязательного формирования земельных участков и определяет лиц, которые могут являться заказчиками землеустройства. С другой стороны, эти случаи определены в проекте неполно и не учитывают практики земельных отношений. Шаккум подверг критике предложенную процедуру раздела и объединения земельных участков. Вводится сложный и длительный порядок согласования проекта границ земельных участков, пояснил он. Для проведения такого согласования потребуется более трех месяцев. Но помимо согласования проекта вводится обязанность согласовывать местоположение границ участка. "Введение таких усложненных процедур приведет к затягиванию сроков предоставления земельных участков", - подчеркнул Шаккум.
В свою очередь, председатель Комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский предложил сформировать рабочую группу по одновременной подготовке ко второму чтению представленного законопроекта. А также предложил упростить процедуры согласования границ земельных участков посредством введения положения о том, что если в течение 7 дней со дня проведения межевых работ не поступило письменных возражений от землепользователей, то границы и местоположение земельного участка - считать согласованными. При недостижении соглашения спор по границам рассматривается в судебном порядке.
Председатель Комитета ГД по аграрным вопросам Геннадий Кулик отметил, что порядок, учет и оформление в собственность земли в России находятся в зачаточном состоянии. Дорогая и сложная система межевания. Поддержав проект закона в первом чтении, Кулик предложил при доработке документа "найти более простые способы проведения процедуры".
Помимо данных замечаний, радует, что многие депутаты все-таки обратили внимание на ценовой вопрос и настаивают, чтобы в тексте ко второму чтению появилась поправка о предельной стоимости землеустроительных работ. Так что, пока Дума окончательно не приняла данный законопроект, у граждан остается надежда, что вопрос о дороговизне земельных работ будет решен.