Получается, что с каждого килограмма картошки мы "отсыпаем" в карман нечистому на руку дельцу в среднем примерно по 1,5 рубля. За весь семейный обед "с рынка" получается немалая сумма.
Откуда берется этот теневой оборот, всем известно: обвес и обсчет покупателей, продажа товара без специальных документов на официально неоформленных прилавках, без постановки на учет в налоговых инспекциях арендаторов торговых точек. "Порой строительство зданий и сооружений происходит без согласования проектной документации, - продолжили перечень причин в министерстве потребительского рынка и услуг региона, - а границы земельных участков самовольно расширяются".
До недавнего времени подмосковные власти пытались решить эти проблемы "мирным путем". Но теперь этот период малоэффективных предписаний, которые выносили различные службы, похоже, закончен. В Химках, например, рынок уже закрыли. В Подмосковье создана специальная комиссия из представителей правоохранительных и налоговых органов для проверки крупных торговых точек.
В регионе понимают: даже если закрыть все проблемные рынки, полностью нормализовать ситуацию вряд ли удастся. Рано или поздно "очищенные точки" придется открыть, и постепенно все вернется на круги своя. Как утверждают в Подмосковье, региональным властям порой не хватает ни полномочий, ни законодательной базы, чтобы раз и навсегда навести порядок в этом секторе розничной торговли.
Так, одна из главных проблем рыночного хозяйства - отсутствие единых требований к определению статуса торговых объектов. С "базарного" уровня в Подмосковье поднялись уже 45 торговых комплексов и центров. А 29 находятся в стадии реконструкции и должны заработать до конца года. C одной стороны, с такими "монстрами" власти будет легче работать, по крайней мере мимо налоговой вновь созданные ОАО и ЗАО пройти уже не смогут. Да и санитарный контроль здесь организовать проще. Но уже во внутренний распорядок торгового центра местная власть вмешиваться не может. Захотят хозяева пустить под свою крышу местного селянина - пустят, захотят снизить цены - снизят. Единственная зацепка - договор аренды на землю, в котором можно прописать необходимые условия. А если он уже заключен лет на 20 или 40 вперед? Региональная власть к таким договорам относится крайне осторожно, взвешивая каждый пункт. Но по уже созданным на месте рынков торговым центрам надо принимать специальный закон, считают в Подмосковье. И вообще четко определить, как региональная и местная власть может воздействовать на частные торговые рынки. А таких в Подмосковье большинство - 304 "точки", кроме того, еще 44 - кооперативных. Так что в распоряжении муниципалитетов всего 21 рынок, где они могут устанавливать свои правила.
Тем не менее все равно необходимы единые требования к строительству рыночных объектов и правила торговли. Следует также ужесточить требования к управляющим компаниям и создать благоприятные условия для пополнения доходной части всех уровней бюджета за счет легализации налогоплательщиков. И без дополнительных полномочий Подмосковью, впрочем, как и другим регионам, все эти вопросы не решить.
"Мы направили в Минэкономразвития России свои предложения, - сообщили "РГ" в министерстве потребительского рынка и услуг Московской области. - Считаем, что необходимо ввести разрешения на право торговли на рынках, которое должны выдавать муниципальные власти. Важно определить сам порядок приостановления и прекращения деятельности рынка. И, наконец, усилить ответственность за прием на работу и предоставление жилых и нежилых помещений иностранным гражданам или лицам без гражданства, незаконно пребывающих на территории России".
Если бы все эти полномочия и правила уже были утверждены законодательно, сотни покупателей, пришедших по привычке отовариваться на рынок "Левый Берег - Плюс", что в Химкинском районе, не увидели бы замка на его воротах. В минувшую пятницу этот рынок закрыли.
В зону самого пристального внимания санитарных служб рынок попал уже давно. Еще в прошлом году в "Левом Береге" было проведено 439 проверок, выдано более тысячи предписаний, которые, увы, практически не выполнялись. Осенние проверки переполнили чашу терпения властей. Вначале Роспотребнадзор постановил приостановить деятельность рынка на пять суток, но администрация его проигнорировала. Тогда дело передали в Химкинский городской суд. По его постановлению рынок закрыли на 90 суток. Однако если администрация проявит расторопность в устранении нарушений, то этот срок может быть сокращен. Но весьма сомнительно, что это произойдет именно так - на исправление всех прегрешений может уйти гораздо больше времени.
И на примере этого рынка, который вобрал в себя "букет" типичных проблем, можно проследить, насколько их было бы меньше, если бы предложения властей Подмосковья уже существовали в законодательном виде. Не произошло бы самовольного возведения двух рядов торговых павильонов и капитального склада. И ветеринарная лаборатория на рынке работала бы. А так - продукты продавали без необходимых исследований их качества. Администрация не позаботилась даже о том, чтобы создать нормальные условия для проведения влажной уборки торговых павильонов и мытья оборудования. Некоторые арендаторы не состояли на учете в налоговых органах по месту деятельности, другие - являлись иностранными гражданами, которые не имели регистрации. Администрацию рынка все это, похоже, мало волновало. А власть пытается бороться доступными ей методами. Если в законе будет четко прописана ответственность муниципалитетов за розничную торговлю на рынках, то и настойчивость будет больше.