Тот же эффект цирковой дрессировки: "гав" - кусочек мяса, "мяу" - кусочек рыбки. Временный результат действительно есть, и получить его можно довольно быстро, но посмотрим на эту ситуацию внимательнее, чтобы понять, а не опасна ли она. То есть попробуем оценить не сиюминутный, а завтрашний результат.
Во-первых, попробуем разобраться в том, зачем ребенок учится, чему он должен научиться в школе и является ли отметка действительным показателем успешности учебы. И получается, что пятерка далеко не всегда - показатель хороших знаний и эффективной учебы. Каждый, кто хотя бы немного знаком с системой оценивания знаний в нашей школе, понимает, что оценка не может быть показателем ни успешности обучения, ни способностей и стараний ребенка. Я не хочу обсуждать морально-этическую сторону этой ситуации. Любой нормальный человек понимает, что материальные стимулы резко ограничивают желание человека делать что-то "просто так". Следуя этой логике нам, вскоре придется материально поощрять любые деяния наших детей, а иначе ради чего тратить свое время, силы, чего ради напрягаться? Не стоит удивляться, если дети потребуют плату за купленные продукты или вымытую посуду, за вычищенные ботинки или уборку комнаты. Понимаю, что не в наших традициях думать на несколько шагов вперед, все вокруг заставляет этого не делать. Главное - сегодня, а завтра - видно будет!
Ориентация на оценку, мотив только хорошей оценки (за которой стоят деньги) убивает, нарушает самый эффективный мотив учебы - познавательную активность, ограничивает интересы ребенка, заставляет его отказываться от рискованных вариантов решения учебных задач. Ведь можно сделать ошибку, а это значит, что не будет пятерки и денег. Привязанность к отметке, очень редко отражающей реальные учебные достижения ребенка, сковывает инициативу и творческую активность.
Есть еще один нюанс, о котором вряд ли думают родители. Это выманивание пятерок за деньги - еще один вариант разделения детей, формирования нового класса "денежных отличников" и "безденежных двоечников". Хочу напомнить, что основные трудности обучения детей в школе связаны не с желанием или нежеланием хорошо учиться, а с не зависящими от ребенка условиями организации учебного процесса, плохими методиками, с бесконечным стрессом и напряжением от неадекватных требований учителя. И детям с проблемами обучения совсем не сладко живется в нашей школе. Пока можно только мечтать о доброжелательности, спокойствии и терпении всех педагогов, надеяться, что когда-нибудь лозунг гуманного отношения к детям станет реальностью. А пока, то, что происходит в школе, очень далеко от идеала.
Что же мы это делаем? Зачем унижаем неуспешного ребенка дважды? Ведь он и так чувствует себя неудачником, никчемным, бесталанным. Повторю, подавляющее большинство маленьких неудачников не виноваты в этих проблемах. Мало того, они часто гораздо талантливее доморощенных отличников, бьющихся за каждую пятерку, активнее и добрее, у них могут быть просто другие интересы. Самое порочное в таком разделении: неверие в себя и зависть у безденежных, ощущения собственной исключительности и самодовольства у "богатеньких".
Мы знаем, как жестоки бывают дети, как издеваются они над неудачниками и слабыми, но знаем и злобу отчаяния и протеста униженных. Так зачем, зачем мы взрослые, провоцируем проявление самых неуместных инстинктов? Может ли маленький ребенок "правильно" реагировать на отличника, получающего шоколадку или банку сгущенки? Возможно ли завидовать и не чувствовать себя униженным? Можем ли мы надеяться на формирование хоть какого-то коллектива, на дружбу, желание помочь? А школа как раз тот социокультурный институт, где дети прежде всего проходят азбуку социализации в коллективе, азбуку общения и взаимодействия. Почему педагоги, для которых все это тоже должно быть прописной истиной, готовы разрушить основы социальной адаптации детей?
Ребенка легко ранить, сломать на всю жизнь, при этом отличник и двоечник находятся в одинаково опасной зоне. Плохо приходится и тем, кого считают безнадежными троечниками. Они тоже испытывают острую потребность в признании, в похвале, скорее всего, прикладывают немало усилий, чтобы проявить себя в учебе, но им это не удается. Какие чувства должны испытывать такие дети? Чаще всего они впадают в уныние, теряют веру в себя. Нарушается (или извращается) процесс становления собственного Я. Ребенок постоянно сравнивает себя со своими сверстниками, оценивает свое поведение, свои школьные успехи. Доказано, что уровень самооценки, особенно в младших классах, зависит от академической успеваемости. И дети, которые хорошо учатся, имеют более высокую самооценку, чем те, кто учится плохо. Синдром "отличника", даже в тех случаях, когда ребенок учится не ради денег, совсем не выдумка. Желание "во что бы ни стало и любой ценой" получить пятерку не способствует ни развитию познавательной активности, ни креативности, ни созидательному началу, ни независимости.
Безусловно, есть отличники, для которых пятерки не самоцель, а учеба - удовольствие, у них другой стимул - ненасыщаемая познавательная потребность, которую не может убить ни традиционное образование, ни рутинная работа, ни сложности жизни. Такие школьники точно учатся не за рубли.
Все дети, а особенно в подростковом возрасте, сравнивают себя со сверстниками и на основе этого сравнения оценивают себя, свои способности, свое поведение. Если сравнение не удовлетворяет ребенка в какой-то области, он будет искать и, поверьте, найдет другой способ выделиться, быть первым. Стоит ли удивляться, что неуспешные и безденежные часто находят не вполне законные пути заработка. Сейчас это сделать совсем не трудно, но сомневаюсь, что они понравятся взрослым.
Мы ведь это уже проходили с коррекционными классами, которые, не стесняясь, и дети, и учителя называли классами "дураков". А "дураки" объединялись и смертным боем били отличников - "ашников". Неужели нам мало агрессии и нетерпимости, зависти к богатым и успешным в обществе? Неужели мы хотим, чтобы наших детей разделили глупость и невежество взрослых? Надеюсь, нет. Тогда, может быть, задумаются те, кто платит деньги за пятерки, как поощрить не только отличников, но и тех, кто хорошо играет в футбол, рисует декорации к спектаклям или с удовольствием поет в хоре? Пусть они и пишут с ошибками. Ведь, если захотим, мы сможем найти способ поощрить, похвалить, поддержать стремления наших детей учиться, а не получать отметки. И главное - мы в каждом найдем проявление таланта, ведь любой ребенок гениален по-своему. Это поможет нашим детям научиться ценить человека не по отметкам и деньгам! А это возможно лишь в том случае, если мы, взрослые, будем уважать каждого ребенка, вне зависимости от баллов в дневнике.
Подготовила Елена Новоселова