По-прежнему почти все новации нашего ТВ связаны с развлекательными форматами. Что ни неделя, то звонкая премьера. Что же касается новостных выпусков и политической аналитики, то грузинская проблематика пошла на убыль. Зато на передний план вышел всеми нетерпеливо ожидаемый бракоразводный процесс Романа Абрамовича.
Судьба олигарха в России
Не зная, чем заняться, я гадал, кто из телевизионщиков первым оседлает тему семейных неладов владельца "Челси" (по совместительству еще и начальника Чукотки): Малахов? Лолита? Глеб Пьяных? Алексей Пиманов? Опередил всех Владимир Соловьев. Потом этот сюжет был обсосан и в "Максимуме", и в прочих информационно-аналитических программах. Но солиднее всех подошел к проблематике все-таки телеведущий ток-шоу "К барьеру". Он пригласил в студию не поссорившихся супругов, а их добровольных общественных защитников - Павла Астахова и Марию Арбатову. Тоже не последних сегодня ньюсмейкеров. Говорили они по большей части о высоком (о несовершенстве законов), но и о низком тоже (о трех "ч" - чужом кармане, чужой постели и чужой тарелке черепахового супа).
Астахова как юриста еще занимали и обстоятельства досудебного судилища в публике и внесудебного ее вердикта. Феминистка Арбатова, как всегда, когда дорывается до телекамеры, ворошит всуе идею полового патриотизма, и все взаимоотношения между мужчинами и женщинами она рассматривает сквозь призму перманентной войны... полов. В том числе и брачные отношения. Соловьев же был шокирован возможной суммой претензии Ирины Абрамович - $9 миллиардов. Справедливо ли так обирать мужчину? На что у Арбатовой был наготове тезис: это компенсация за амортизацию женского организма в пору сожительства супругов.
Не стану разбираться в оттенках позиций сторон и в свойствах самих программ. Это неинтересно. Интересно и показательно другое: то, как публика страждет и жаждет предстоящей разводки. Ведь еще ничего не случилось, нет иска, нет процесса, нет ни одного прямого подтверждения того, что многие уже считают свершившимся фактом, но какое обильное выделение слюны во всех наших СМИ, как электронных, так и печатных!
Все замерли и напряглись в ожидании и предвкушении большого "Шоу разведенного олигарха". Тем более что олигарх Абрамович из всех олигархов - самый скрытный, более других чурающийся телекамер. Почти что мистер Х. Или снежный человек. Или лохнесское чудовище. А тут такой случай вытащить его на солнышко, сорвать с него маску, посмотреть ему в глаза, пощупать его карманы, перетряхнуть его постель. Представляю, как сейчас в нетерпении бьет копытом Андрей Малахов. Так неужели главные действующие лица этого развлекательного проекта - Роман и Ирина посмеют его обмануть? И обмануть миллионы телезрителей?
Но пока Рома с Ирой еще только размышляют и советуются с адвокатами насчет своего участия в грандиозном шоу, известные труженики нашего шоу-бизнеса Лола с Сашей, некогда разведенные, соединились в повторном браке. Пока что в творческом. На Первом канале они стартовали с шоу "Две звезды", которое можно назвать "Шоу повторного брака"
Вторсырье
Это как раз тот случай, когда принято говорить: не было бы счастья, да несчастье помогло. Причем неизвестно, кому оно больше помогло. Не тому ли, кого постигло несчастье? Шоу "Две звезды" должен был вести Леонид Парфенов. Но вышла незадача: на первой же записи программы Парфенов сорвался с двухметрового помоста и сломал себе пятку. Из студии на руках выносил своего друга Константин Эрнст и клятвенно ему обещал, что дождется выздоровления травмированного. Без него, мол, этот праздник не праздник.
Может быть, гендиректор Первого и дождался бы падшего, но тут выяснилось, что Первый проигрывает по рейтингу "России" как раз на развлекательной ниве, где всегда был вне конкуренции. И вдруг две недели кряду он уступал первую строчку топ-листа своему извечному конкуренту. Особенно чувствительным оказалось его поражение в позапрошлый уикенд. Можно было предположить, что финальный тур "Танцев со звездами" на второй кнопке соберет значительную аудиторию. Но чтобы такую... Доля была за 40%. Невероятная цифра, соотносимая только с показателями общенациональных новогодних торжеств. Но еще больше впечатлил рейтинг. Он за 20%. То есть каждый пятый гражданин от Калининграда и до Камчатки посмотрел "Танцы".
Не исключено, что и минувшая суббота останется за "Россией", которая показала безразмерный юбилей всеобщего любимца Николая Баскова. А уже в грядущее воскресенье в эфире того же канала стартует следующий танцевальный марафон. Может, поэтому Первому срочно пришлось форсировать запуск на орбиту нового лицензионного шоу "Две звезды", в связи с чем канал выдернул из сетки вещания голливудскую комедию "Тутси" и на ее место вдвинул чемпионат по вокалу среди звездных персонажей.
Структурный позвоночник этого шоу тот же, что и в "Танцах": профессионал плюс дилетант равняется... У меня-то сложилось впечатление, что вышла не сумма и тем более не произведение, а разница. Вопрос только в том, у кого она больше: у Жириновского с Серегой или у Долиной с Мартиросяном?
Но самая большая разница получилась все-таки у Цекало, сложенного с Милявской. Как пиар-ход свести эту парочку в дуэт шоуменов после большого перерыва, чтобы в конце проекта можно было бы всем миром сыграть их повторную свадьбу, возможно, и неплох. Но смотреть потуги этих комиков на юмор, иронию и самоиронию - тяжелый труд. Дуракаваляние Лолиты на подсвеченном пластике не только в переносном, но и в прямом смысле впечатляет особенно. Девушка, кажется, добескомплексовалась до того, что у нее вырос комплекс огромных размеров: будто она великая актриса и феноменальная женщина.
...Всякая бессмыслица все-таки имеет границы. Были они и на сей раз. За ее пределами оказался выпуск авторской программы Александра Архангельского "Тем временем", посвященной сотрудничеству и противостоянию культуры и войны. Слава богу, нашелся человек, который сказал в лицо господину Проханову, что его апология кровавых сражений - это род порнографии, это отрасль порнобизнеса.
Слава богу, вернулся в эфир Николай Сванидзе со своими "Историческими хрониками". Нельзя не упомянуть и другое документальное исследование на канале "Россия" - "Сталин и Третий Рим" о малоизвестном поползновении Иосифа Виссарионыча построить после победной войны нечто вроде новой Византийской империи.
Наконец, нельзя было не заметить авторскую программу Анатолия Смелянского "Растущий смысл, или Приключения классики" (канал "Культура"). Смысл-то, как следует из цикла, надо не просто искать, но и выращивать, наращивать. И не только, когда ставишь классику. Но и когда всего лишь развлекаешь публику. "Растущий смысл" со всеми примерами из истории театра - это, если угодно, мораль к басне о ежечасно захламляемом эфире.