В понедельник днем российский сухогруз "Синегорье" (порт приписки Магадан), перевозивший лес из поселка Пластун (Приморский край) в поселок Хонг-Шу (КНР), в сложных штормовых погодных условиях у южнокорейского острова Уллындо подал сигнал бедствия. К этому времени бушующий ураганный ветер и морские волны высотой более 15 метров в секунду разрушили правый фальшборт, повредили палубу. Вода стала стремительно заполнять трюмы и балластные танки. Сухогруз накренился на левый борт. Чтобы удержаться на плаву, команда сбросила в море часть груза - около тысячи кубометров леса - и начала откачивать воду из трюмов. Курс был изменен в сторону ближайшего порта Пхо-Ханг (Южная Корея). Спустя несколько часов борьбы со стихией в понедельник в девять утра по московскому времени связь с судном была утеряна. Корейские суда, панамский теплоход "Сиело Люсия" и израильский контейнеровод "Сим Вирджиния", подошедшие к месту аварии, расположенному примерно в 166 километрах от Корейского полуострова, "Синегорье" не обнаружили. Видимость в районе бедствия была нулевая, да и продолжающийся дождь поискам не помог.
Лишь спустя время после начала спасательных работ южнокорейским поисковым судам береговой охраны удалось выловить нескольких моряков затонувшего судна. По данным компании судовладельца "Транзит-север-восток", на борту сухогруза находились 18 человек, восемь из них жители Приморья, остальные - из других регионов России. К середине дня вторника были спасены пять моряков: старший помощник капитана Михаил Руднев, второй помощник Вячеслав Лозицкий, третий помощник Павел Чупин, третий механик Павел Плетнев, боцман Анатолий Оношко. Обнаружено тело моториста-газосварщика Валерия Дудки. Один из спасенных отказался от госпитализации и в настоящее время участвует в поисковой операции на борту южнокорейского судна.
Как рассказали "РГ" в дежурной части ГУ МЧС по Приморскому краю, четверо спасенных находятся в одной из больниц города Каннын (провинция Канвондо), врачи оценивают их состояние как стабильное.
Спасательные работы в районе крушения сухогруза продолжаются. Однако шторм, накрывший район непроницаемый туман и выброшенные с затонувшего судна кубометры леса спасательные работы осложняют.
- Бревна могут протаранить спасательные суда, но именно там мы надеемся найти остальных членов экипажа, - пояснил "РГ" первый заместитель начальника ГУ МЧС по Приморскому краю Алексей Губарев. - Сейчас в районе бедствия высота волн достигает трех метров, а скорость ветра - около десяти метров в секунду, шторм постепенно стихает. С улучшением погодных условий и корейская, и российская стороны смогут направить в этот район дополнительные спасательные силы. Так, из Владивостока уже дополнительно отправили буксир "Юрий Орленко". Во вторник корабль вышел из порта Владивостока, и в среду, надеемся, он уже приступит к операции. Температура воздуха - плюс 18-20 градусов, воды - 22-24 градуса. Все это оставляет надежду на спасение моряков.
В спасательной операции были задействованы около двадцати судов разных стран. Кроме того, над районом поиска кружит самолет-амфибия Бе-200 МЧС РФ, на борту которого находится специальный тепловизор, используемый для поиска людей по теплоизлучениям в условиях плохой видимости.
Компания-судовладелец "Транзит-север-восток" открыла для родственников моряков "горячую линию". Родные моряков из других регионов получили от судовладельца приглашение прибыть в Приморье за счет компании. Найденные моряки вернутся на родину, как только будет завершено трехдневное формальное расследование кораблекрушения. Об этом заявил вчера сотрудник отдела международного сотрудничества морской полиции Республики Корея майор Пак Мин Чхоль.
Командующий Приморской флотилией вице-адмирал Виктор Чирков сказал журналистам, что "при возникновении форс-мажорных обстоятельств российские суда могут заходить в иностранные порты, почему командир "Синегорья" не воспользовался этим правом, сейчас сказать сложно".
В пресс-службе МИД России сообщают, что посольствам РФ в Сеуле и Пхеньяне дано поручение работать в тесном контакте с властями, прилагая все усилия для поиска и спасения экипажа российского судна.
Между тем южнокорейская сторона сообщает, что морское течение может вынести обломки судна и моряков к берегам Северной Кореи.