Для тех, кто не смог приехать в Новосибирск, заседание руководителей ассоциации фермерских хозяйств транслировалось в Интернете в режиме видеоконференции. Сетевых участников было более 60.
Владимир Плотников призвал собравшихся к откровенному разговору о проблемах, но собственно, призывать особо и не стоило: представители регионов говорили о наболевшем и проблемы у всех были схожи.
Кредит для дяди
Аграриев беспокоит то, что вокруг нацпроекта немало шумихи и он превратился в раздачу кредитов, о которой регионы рапортуют с административным восторгом, как когда-то о посевах кукурузы или раскулачивании. Особенно эмоциональным было выступление председателя Союза крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Алтая Александра Балакова: "Ажиотаж просто возмущает. Кипы бумаг, институты работают, а результата-то нет!". Он задал риторический вопрос: "Кто же тогда тот таинственный враг сельского хозяйства, если все "за"?" и рассказал о собственном опыте получения кредита по нацпроекту. Пыл жаждущих получить денежную поддержку сразу остужает требование составить бизнес-план. Многие крестьяне разворачиваются, как только видят гору бумаг, которую нужно заполнить. Но мир не без "добрых" людей: составление бизнес-плана, который без проблем пройдет через банк, стоит 45 тысяч рублей. Можно и дешевле, но тогда нет гарантии. Для оформления кредита на реконструкцию фермы потребовалась проектно-сметная документация - это еще 50 тысяч рублей. Причем, для того чтобы прибить десяток обычных досок, необходимо заключить договор с организацией, имеющей строительную лицензию!
Еще сложнее поучаствовать в проекте по развитию товарного животноводства. Чтобы купить племенной заграничный скот, необходимо подать заявку. Затем из Москвы к вам приедет комиссия проверить, сможете ли вы этих животных содержать. После этого лизинговая компания назначает цену - 88 тысяч за голову! "Из 4 300 фермеров только 38 подали заявки, а на выходе осталось всего два, и тех мне жалко. В итоге весь нацпроект на животноводство по Алтаю - 15 миллионов рублей", - говорит Александр Балаков, отказавшийся от идеи улучшить стадо.
Молчание телят
Фермер Балаков раскрыл "страшную тайну" - на самом деле отечественного мяса производится гораздо больше, чем числится в официальной статистике. Не попадает в отчетность тот скот, что выращивается менее года, поскольку отчетная дата - 1 января. А если поросенок или бычок родились весной, а забили их к первым морозцам, то их как будто и на свете не было.
Общее мнение всех выступающих, подкрепленное статистикой, - фермеров становится меньше год от года. И не только потому, что разоряются те, кто не справился с ведением хозяйства. Многих налоговые службы принудили стать ООО или ЧП. И теперь эти крестьяне не могут принять участие в нацпроекте как фермеры, а проходят по разделу владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Тема личных хозяйств звучала практически во всех выступлениях. Один из участников заявил, что более полутора десятков коров в ЛПХ - это добровольное рабство, поскольку из всей механизации там только "вилы на пупок". В другом выступлении прозвучало: "Люди хотят жить по-человечески, а если их нагрузить десятком коров, то и последние разбегутся". Но далеко не все согласны с такой оценкой роли ЛПХ в нацпроекте, ведь это резерв фермерства.
Галина Птицына, представлявшая Искитимский район, призвала фермеров помогать владельцам личных хозяйств, советовать, как лучше распорядиться кредитом. Хотя бы для того, чтобы фермерам не остаться в деревне в одиночестве. Ведь национальный проект призван решить и социальную задачу - улучшить качество жизни селян.
В среднем кредит на одно подсобное хозяйство на Алтае составляет сегодня 88 тысяч рублей, и не секрет, что по большей части эти деньги взяты для того, чтобы купить стиральную машину, холодильник или телевизор. По словам Галины Птицыной, один из заемщиков признался ей в том, что на полученные деньги выучит детей в институте, чтобы те… не вернулись в деревню! А для того чтобы отчитаться за кредит, он купит корову у соседа, а свою забьет и продаст. Коров от этого, понятно, больше не становится, зато на бумаге все в порядке - помогли развитию сельского хозяйства.
Про отчетность и контроль также говорили многие - не успели еще поступить деньги, а в хозяйства уже зачастили проверки по их использованию.
С болью рассказывали практически все выступающие о субсидиях, положенных за льготные кредиты, удорожание ГСМ, покупку удобрений. Деньги эти регулярно задерживаются и поступают не полностью, а для того чтобы их получить, требуется заполнить множество бумаг и не один раз приехать с ними в банк. Бывает, что размер этой компенсации меньше тех средств, что были потрачены на оформление документов и поездки. Поэтому одно из предложений было таким – оформлением и получением субсидий должен заниматься банк, у которого есть для этого и опыт, и специалисты. А чтобы уменьшить бумажную волокиту, предлагается рассчитывать субсидии на гектар пашни или тонну продукции. Кстати, президент Владимир Путин в ходе прямой линии в среду отметил, что субсидии за рост цен на горючее в текущем году будут рассчитываться именно на гектар пашни с учетом выращенной на ней культуры.
Еще одна болевая точка - создание кредитных и потребительских кооперативов. Для этого требуется, чтобы регионы приняли соответствующие программы. Нужна большая просветительская работа, ведь уровень знаний о новых формах кооперации, по признанию специалистов, «даже не нулевой, а минусовой», да и опыт сельпо и колхозов чаще всего негативный.
"Мое мнение - без кредитной и потребительской кооперации весь национальный проект просто рухнет", - говорит Галина Птицына. Те хозяйства, что с ее помощью получили кредиты, стали производить продукцию, которую некуда девать, а перекупщики предлагают грабительски низкие цены.
Кто поручился за поручителя
В Новосибирской области есть еще одна напасть - принятый в первом чтении закон о поддержке сельского хозяйства отменяет целый ряд принятых ранее законов, в том числе о поддержке фермерских хозяйств и потребительской кооперации. И адекватной замены им в новом документе нет.
Процесс выдачи кредитов аграриям зайдет в тупик, если не будет решен вопрос залогов. Сейчас землю в залог оформить нельзя. Новая техника уже вся заложена и перезаложена, а старую в залог не берут. Не хватает и поручителей, сами поручители тоже не могут получить кредит. Некоторые крестьяне стараются досрочно погасить кредит, хотя брали его на пять лет, с тем чтобы могли кредитоваться их поручители. Выходом мог бы стать государственный гарантийный залоговый фонд, подобный опыт есть в других странах. А также прием в качестве залога полисов страховых компаний.
"Давайте смотреть правде в глаза, - подвел итог дискуссии, - председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин. - Год назад о сельском хозяйстве практически не говорили, не обсуждали его проблем. У меня у самого масса примеров того, что делается не так. Но основные направления в нацпоекте намечены правильно, и это только первый шаг, который правительство сделало навстречу крестьянству".
…А погода меж тем преподнесла новосибирцам подарок - несколько теплых дней. Кто не запасся капустой, может сделать это завтра на последней сельскохозяйственной ярмарке этого года у кинотеатра "Космос". Вообще-то таких мест достаточно много, но мэрия приглашает почему-то именно туда.