27.10.2006 03:50
    Поделиться

    Спрос будет только усиливаться, пообещал Фрадков министрам

    Премьер Михаил Фрадков довел президентскую критику до сведения подчиненных

    Надежды экспертов, прогнозировавших бурное обсуждение железнодорожных тарифов, предлагаемых министром транспорта Игорем Левитиным, не оправдались. Зато премьер-министр Михаил Фрадков обрушился с критикой на своих подчиненных, напомнив притихшим министрам, что "всем придется отвечать по всей строгости".

    Причиной премьерского взрыва стало мягкое замечание президента, общавшегося с народом, о том, как "Фрадков пытался найти виновных и наказать, но так и не смог этого сделать, потому что никто не хочет нести ответственность".

    - Не буду давать широкий комментарий, - грозно заметил, появившись в зале заседания, Фрадков. - Каждый для себя выводы сделает сам.

    В зале повисла звенящая тишина.

    - Напоминаний дополнительных не будет, - продолжал разнос Фрадков. - Деликатная форма президентского напоминания многим должна показаться последним предупреждением.

    В общем, как считает премьер, те действия членов правительства, которые спровоцировали, по сути, алкогольный кризис в стране, говорят о "немощи, отсутствии должной ответственности и профессионализма" отдельных министерств и ведомств и недостаточной организации управления в правительстве. "Вас, коллеги, прошу учесть, что за занавес коллективной ответственности, - предупредил Фрадков, - никому спрятаться не получится". С кого начнут спрашивать в кабинете министров и начнут ли вообще, пока неясно. Практически к каждому из своих подчиненных у Фрадкова есть претензии.

    И если накануне на заседании правительства за плохую работу и безответственность премьер распекал министра регионального развития Владимира Яковлева, то вчера речь шла о некачественной работе в организации информационного обеспечения нововведений на рынке алкогольной продукции (Единой государственной автоматизированной информационной системы).

    - Конкретные виновные в этом люди есть, мы о них знаем, и скоро о них узнают все, - предупредил Фрадков. - Как бы тут ни виться, конец будет найден. Спрос будет только усиливаться.

    На самом деле круг виновных слишком узок. В реализации нововведений на алкогольном рынке участвовали министерство экономического развития и торговли и министерство финансов. Однако премьер не стал уточнять, о ком же скоро страна узнает, кто герои нашего времени.

    Напомнил глава кабинета министров и о проблемах в лесном хозяйстве. Перечисляя даты поручений и президента, и правительства, Фрадков заметил, что 10 ноября 2006 года на заседании правительства уже должен быть рассмотрен проект ФЦП по глубокой переработке древесины до 2015 года.

    - Но ФЦП нет, - с сожалением, недоумением, грустью и многочисленной гаммой чувств признал премьер. - Отсутствие результатов говорит о плохой работе министров и ведомств и вынуждает президента брать рычаги управления в свои руки.

    Как известно за наведением порядка в этой сфере ответственны минпромэнерго, минэкономразвития и минприроды. Не давая вставить ни слова, да, впрочем, министры и не пытались оправдываться, Фрадков предупредил, что уже до 10 ноября Федеральная целевая программа должна быть внесена в правительство. "До 10 ноября 2006-го!", - повторил он.

    - Надо работать, - предупредил Фрадков.

    Тишину нарушил министр транспорта Игорь Левитин, коротко и четко представивший инвестпрограмму ОАО "РЖД" и финплан.

    Как выяснилось, компании "Российские железные дороги" не хватает инвестиций на 2007-2009 годы в размере 281 миллиарда рублей. Этот дефицит РЖД намерены покрыть прежде всего за счет размещения своих акций на финансовых рынках. По подсчетам Якунина, компания в результате получит порядка 120 млрд. рублей. "По оценке Счетной палаты, мы недоинвестируем в развитие производственных мощностей 30 млрд. рублей, - описывал ситуацию Якунин, видимо, пытаясь вызвать жалость у присутствующих. - Нужно проложить 10 тысяч километров новых рельсов, на что требуется 70 млрд. рублей".

    Не стал, правда, Якунин рассказывать о том, на какие цели идут 2% инвестпрограммы, определенные как на строительство больниц, детских садов, жилья для сотрудников и социальную инфраструктуру. Во сколько обходится содержание футбольного клуба "Локомотив" или другие непрофильные активы. К примеру, известно, что в следующем году РЖД планирует направить 1,5 миллиарда рублей на поддержку средств массовой информации, 14 млрд. - на строительство ведомственных домов отдыха.

    И оплатят это россияне из увеличенных более чем на 30 процентов к 2009 году железнодорожных тарифов. И, судя по всему, из бюджета. Во всяком случае, вчера Якунин попросил правительство компенсировать убытки РЖД по пригородным перевозкам с 2008 года в размере 25 млрд. руб. К тому же, продолжал рассказывать Якунин, профессия железнодорожника в России теряет привлекательность. Если в 2005 году по зарплате она была на седьмом месте, то в этом году уже на девятом.

    На разговор о повышении зарплат тут же отреагировал министр финансов Алексей Кудрин. "Я не против повышения зарплат. В таких инфраструктурных сетевых компаниях она должна быть высокой. Но в естественных монополиях зарплата опережает рост, я уж не говорю о бюджетном секторе, но и в среднем по России", - заметил главный финансист, отвечая на просьбу Якунина предоставить РЖД право направлять доходы от сверхплановых перевозок на повышение зарплат. "Я еще раз говорю, что мы в бюджетах естественных монополий должны определять темпы прироста зарплат. Сейчас получается, что совет директоров утверждает сумму, а общий подход к этому вопросу не рассматривается. Это делается на усмотрение совета директоров", - отметил Кудрин. По его мнению, государство должно иметь координирующую роль в определении подходов к повышению зарплат в естественных монополиях.

    Фрадков такой подход поддержал. "Возможно, это не бесспорно с точки зрения юридических подходов, но в целом я поддерживаю эту идею. Это должно быть в значительной степени подконтрольно государству и унифицировано", - заявил он.

    Насторожило Кудрина и не совсем внятное объяснение главы РЖД о том, что выделяемые бюджетом средства на ликвидацию перекрестного субсидирования (в 2007 году - 10,9 миллиарда рублей) пойдут на приобретение подвижного состава, повышение безопасности перевозок. "Здесь что-то не то, - заметил Кудрин. - Ведь это средства на тарифы, а не на приобретение подвижного состава". Но это мнение главного финансиста быстро потонуло в обсуждении. Вообще присутствующие министры, как правило, старались не высказываться и не критиковать представленную РЖД инвестпрограмму.

    - Хорошо, что не стали сегодня выяснять отношения, - неосторожно заметил премьер, напомнив, что вопросы к руководству РЖД все же есть и находятся они на стадии обсуждения.

    На самом деле вопросы, которые правительство хотело бы задать Якунину, известны давно. Несмотря на жалобы о нехватке финансовых ресурсов, планы у железнодорожников грандиозные. К примеру, РЖД планирует вводить своих представителей в советы директоров российских портов и машиностроительных заводов, покупать небольшие пакеты акций, чтобы войти в советы директоров портов и влиять на ценовую политику. Причем небольшие пакеты акций - это не меньше блокирующего. В совет директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" РЖД уже входит, а теперь планирует приобрести блокпакет этой компании. Хотя эксперты оценивают этот шаг резко критически. Вместо того, чтобы входить в советы директоров портов, они считают, что РЖД должен заниматься своим прямым делом - подводить железнодорожные пути к ним.

    Немало вопросов вызывает и продолжение реформы железнодорожного транспорта, которая фактически пошла по модели реформы РАО "ЕЭС России". На втором этапе оказался невыполненным пункт о создании пассажирской компании. Как известно, Росжелдор представил собственную концепцию дальнейшей реструктуризации отрасли, принципиально отличающуюся от позиций ФСТ и РЖД. В частности, Росжелдор предлагает вывести на рынок независимых перевозчиков грузов в рамках отдельных маршрутов, видов груза и подвижного состава, сделав публичными услуги РЖД по предоставлению локомотивной тяги. А не позднее 2010 года из компании должны быть выделены два независимых "национальных" перевозчика со 100-процентным государственным капиталом - федеральная грузовая и пассажирская компании. Таким образом, согласно концепции Росжелдора РЖД к 2015 году становится инфраструктурной компанией и полностью уходит с рынка перевозочных услуг. Но Якунин с таким подходом не согласен. Поэтому и реформа идет так, как проводит ее железнодорожное ведомство.

    Тем не менее правительство одобрило инвестпрограмму и финансовый план компании "Российские железные дороги" на 2007 и на период до 2009 года.

    Поделиться