В Москве прошел форум "Развитие киноотрасли России. Стратегические инициативы". На нем руководители кинокомпаний и генеральные продюсеры киностудий обсуждали вопросы, касающиеся дальнейших сценариев развития киноотрасли России и проблем ее вхождения в международный кинорынок.
Чем прежде всего сегодня является кино: бизнесом или культурной ценностью; кто завтра станет основным игроком кинопроизводства; в каком процентном соотношении будут осуществляться государственная поддержка и коммерческое финансирование - это лишь часть вопросов, прозвучавших на нем. Заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва рассказал на форуме о развитии государственного регулирования киноотрасли в контексте реформирования бюджетных процессов и системы государственной службы. Выдержки из его речи приводятся ниже.
- В настоящее время готовится ряд документов, которые, как мне представляется, смогут задать основные приоритеты и параметры развития отрасли на период до 2010 года и далее, до 2015 года.
Российская киноотрасль сегодня, как никогда за последние 15 лет, переполнена оптимистическими ожиданиями, которые к тому же подкреплены вполне конкретными экономическими достижениями. Прирост рынка кинопроката составляет более 30% ежегодно, и Россия по этому показателю находится на одном из лидирующих мест среди европейских стран. Валовые сборы национальных фильмов в прошлом году по сравнению с 2004 годом выросли почти в 3 раза, в то время как в 2004 году по отношению к 2003 году - в рекордные 4 раза.
Россия постепенно возвращает себе роль одной из ведущих европейских стран по количеству производимых кинофильмов. В 2005 году наша страна по числу наименований выпущенных полнометражных игровых кинофильмов (80) вышла на пятое место в Европе, опередив Германию. Количество производимых фильмов в 2006 году должно превысить 100 наименований, в то время как еще в 2002 году с государственным участием было выпущено всего 43 полнометражных и 7 короткометражных игровых национальных фильмов, а производство без государственного участия практически отсутствовало. Таким образом, сегодня Россия находится в пятерке ведущих европейских стран по количеству производимых национальных фильмов.
Рекордных в новейшей истории России величин достигла доля национальных фильмов в валовых сборах от кинопроката: 29,3%, при том, что в 2004 году он составлял только 12,4%, то есть вырос в 2,5 раза.
Но до сих пор нельзя утверждать, что происходящее упрочение позиций российского кино приняло необратимый характер. Инвестиционная привлекательность отечественной отрасли кинематографии еще не достигла такого уровня, при котором риски вложений были бы приемлемыми для негосударственных инвесторов. Ведь преобладающая доля выходящих в прокат фильмов не окупает по результатам кинопоказа и половины своего бюджета на производство и продвижение; отечественные фильмы практически не выходят в кинопрокат за рубежом.
На российский рынок напрямую, без участия российских прокатчиков, выходят крупнейшие кинодистрибьюторские компании. Уже активно работает на нашем рынке представительство компании UIP, действующей в интересах американских кинокомпаний Universal, Paramount Pictures и Dream Works; планируют открыть свои представительства и другие американские кинодистрибьюторы.
В настоящее время крупнейшие кинокомпании США намерены осуществить крупные финансовые вложения в создание на территории России кинопроизводственной базы для выпуска фильмов на русском языке. Так, крупнейшая кинокомпания Sony Pictures совместно с компанией Patton Media Group объявили о создании в России киностудии Monumental Pictures, которая будет снимать фильмы на русском языке и на российском материале. Аналогичную студию планирует создать всемирно известная кинокомпания Warner Brothers.
Таким образом, тенденция быстрого роста оборота рынка кинопроката стала причиной возникновения угрозы экспансии крупнейших кинопроизводственных и кинопрокатных компаний США, с которыми отечественные компании конкурировать пока не в состоянии. Последствием этого уже в недалеком будущем может оказаться монопольное положение на российском аудиовизуальном рынке русскоязычного кинопродукта, наполненного американской идеологией, что весьма негативно отразится на общественном сознании граждан России. Кроме того, рассматриваемый кинопродукт уже нельзя будет назвать российским, так как доходы от проката практически полностью перейдут в распоряжение зарубежных компаний. В ближайшие несколько лет станет ясно, насколько отечественная кинематография сможет адекватно конкурировать с транснациональными медиакомпаниями, уже начавшими экспансию на наш рынок.
С точки зрения государства, важным остается сохранить самобытность национального кинематографа, его наследие и предоставить зрителю возможность видеть качественные российские фильмы.
В настоящее время сформулированы стратегические цели реализации государственной политики в области кинематографии, в соответствии с которыми будет разработана стратегия развития кинематографии в Российской Федерации на период до 2015 года.
Первая - это повышение конкурентоспособности отечественной кинопродукции на внутреннем и мировом рынках. Повышение посещаемости зрителями российских фильмов не встречает адекватного расширения предложения кинопродукции с достаточным коммерческим потенциалом со стороны отечественной киноотрасли. Существенное увеличение валовых сборов российских кинолент и появление отдельных проектов среди лидеров российского проката до сих пор не позволяло переломить тенденцию убыточности вложений в производство отечественной кинопродукции. В этой связи государству целесообразно "разогреть" данный сегмент рынка, обеспечив своим финансовым участием увеличение запуска коммерчески перспективных кинопроектов. При этом должен использоваться подход к отбору проектов, претендующих на финансирование из бюджета, стимулирующий их исполнителей достигать окупаемости вложенных средств.
Вторая - сохранение российского кинематографического наследия. Основной проблемой в этой области является перевод отечественного кинофонда, в первую очередь, фильмов, составляющих коллекцию выдающихся произведений российского киноискусства, на цифровые носители, а также обеспечение необходимых условий хранения фильмофонда.
Третья - это обеспечение доступности услуг кинопоказа отечественных фильмов на современном техническом уровне для населения Российской Федерации. Повышение доступности современного кинопоказа для жителей малых городов и сельской местности в настоящее время является особенно актуальным в связи с тем, что существовавшая на этих территориях инфраструктура кинообслуживания населения пришла в полный упадок, а ее восстановление на новой технической и сервисной основе для частных инвесторов непривлекательно.
И наконец, четвертая - это усиление патриотической и социально-культурной направленности содержания отечественных кинопроизведений. Создание картин, наполненных глубоким смысловым и художественным содержанием, сложными постановочными решениями и тонкой актерской работой, по-прежнему нуждаются в широкой государственной поддержке.
Подготовила Ирина Корнеева