Пожалуй, впервые в истории наших отношений речь на переговорах шла не о мире вообще и не о мире между Россией и НАТО в частности. Российское руководство главным образом интересовало отношение натовцев к нашим интересам в Старом Свете. Условия ратификации странами НАТО адаптированного Договора об ограничении обычных вооружений в Европе, перспективы вступления в НАТО Грузии, направленность проекта по созданию противоракетной обороны блока на европейском театре военных действий полностью укладывались в эту тематику.
Но и Схеффер летел в Москву, как говорится, не с пустым интересом. Какие вопросы он собирался лоббировать, в определенном смысле угадывалось по графику официальных встреч. Помимо приема у президента России там значились переговоры с вице-премьером, министром обороны Сергеем Ивановым, секретарем Совбеза Игорем Ивановым, а также некоторыми руководителями Госдумы.
Впрочем, еще накануне визита генсек открыто говорил, что намерен "заострить внимание" России на афганских угрозах. Натовские войска завязли в этой стране. Генералам приходится признать, что в одиночку бороться с террористами и наркобаронами у них не получается. Россия же с ее авторитетом в Центральной Азии и влиянием на ближайших соседей Афганистана - Таджикистан, Узбекистан и Киргизию - на роль союзника НАТО в этой операции подходит как нельзя лучше.
Больше всего Альянс устроило бы наше военно-миротворческое присутствие в стране. Но посылать куда бы то ни было свои "голубые каски" Россия не торопится. Министр обороны Сергей Иванов в данном вопросе занимает предельно жесткую позицию:
- К всеобщему и безоглядному миротворчеству я отношусь весьма осторожно. Все зависит от конкретных угроз России и конкретного региона, откуда они исходят. Далеко не все в мире угрожают нашей безопасности.
Что же касается Афганистана, то даже обыкновенное посредничество России в решении накопившихся там проблем наверняка потребует от НАТО ответных шагов. Эту практику, между прочим, нередко использует сам Альянс. Прежде всего нас интересует адаптированный ДОВСЕ. Этот документ ратифицировали всего пять государств, в том числе наше, и ни одно из членов НАТО. Чтобы понять роль ДОВСЕ в европейской политике, обратимся к истории. В конце 80-х годов НАТО и страны - участники Варшавского договора ограничили свои вооружения на континенте специальным соглашением. Под ограничения попали вся Западная и Восточная Европа и советская территория вплоть до Урала. После распада СССР и соцлагеря договор переписали, но его адаптированный вариант не желают ратифицировать парламенты натовских государств. В итоге неподконтрольными для России стали все "новоселы" Альянса. Фактически мы сейчас не имеем возможности воспрепятствовать созданию военных баз блока не только в Польше, Венгрии или Чехии, но даже у себя под носом - в республиках Балтии. Патрульные истребители НАТО уже несут боевое дежурство на военном аэродроме в Литве. Теоретически Альянс способен разместить здесь не только танки и артсистемы, но даже ракеты, не подпадающие под международные договоры. Например, с дальностью полета до 300 километров этого хватит, чтобы обстреливать с территории Эстонии Санкт-Петербург. Разумеется, это не означает, что НАТО вот-вот двинет свои армады к нашим границам. Однако отсутствие механизма действенного контроля за перемещениями вооружений не добавляет доверия в политическом и военном диалоге.
Яап де Хооп Схеффер напрямую связывает позицию Альянса по ДОВСЕ с другим соглашением - Стамбульским. По нему Россия обязалась вывести воинские контингенты из Грузии и Приднестровья.
- С Грузией сроки вывода мы согласовали - это произойдет до конца 2008 года, - прокомментировал ситуацию Сергей Иванов. - Что же касается полуторатысячного контингента наших войск в Приднестровье, то он вписывается во фланговые ограничения договора. А вообще такие увязки с ДОВСЕ выглядят искусственными.
Руководство России не раз давало понять, что если НАТО не станет более гибким в вопросах ратификации документа, то наша страна может вообще отказаться от договоренностей. "Выполнять их в одностороннем порядке мы не обязаны", - считает вице-премьер Иванов.
Внимательно присматриваться ко всему, что делает блок у нас под боком, заставляет жизнь. Кто бы что ни говорил, но предполагаемое членство в НАТО Грузии серьезно затронет интересы России и негативно отразится на ситуации в проблемных регионах. А создание на европейской территории группировки ракет-перехватчиков и развертывание радиолокационных станций Альянса в непосредственной близости от наших границ при желании можно рассматривать не как элемент единой системы европейской безопасности, а как недружественный России акт.
Любовь Слиска,
ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-СПИКЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:
- Нашим партнерам надо отдавать себе отчет, что из-за последних событий в связи с началом интенсивного диалога Альянса с Грузией ратификация Соглашения о статусе сил, заключенного Россией с государствами НАТО, очень нужного для развития нашего практического взаимодействия - учений, транзита, возможных совместных миротворческих и контртеррористических операций, может усложниться. Не допускать подобного в будущем - в общих интересах.
А вообще в отношениях России и НАТО в последнее время появилась предсказуемость. Это радует. В то же время остаются проблемные вопросы, которые, прежде всего, связаны с отсутствием взаимного доверия. Речь здесь идет не только о необходимости ратификации адаптированного ДОВСЕ, но и о более широком комплексе взаимных проблем, в том числе касающихся реформирования Альянса.
Сегодня ни одна держава или организация, даже самая влиятельная и мощная, не в состоянии в одиночку эффективно противостоять современным угрозам. Поэтому мы убеждены, что окончательное перенацеливание потенциала НАТО с задач территориальной обороны времен "холодной войны" к реагированию на реальные вызовы послужило бы укреплению глобальной и европейской стабильности. Разумеется, это должно происходить в строгом соответствии с международным правом.
Между тем
Президент РФ Владимир Путин вчера подписал Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Грузией о сроках, порядке временного функционирования и выводе российских военных баз и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье, расположенных на территории Грузии". Это Соглашение регулирует мероприятия, связанные с выводом до конца 2008 года наших военных баз и других военных объектов ГРВЗ с территории Грузии, а также устанавливает сроки и порядок их временного функционирования до 31 декабря нынешнего года.
Вчера же президент России подписал Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Грузией об организации транзита воинских грузов и персонала через территорию Грузии".