27.10.2006 02:00
    Поделиться

    Депутаты и церковь - против памятников на обочинах

    Могильные надгорбья на придорожной полосе - с указанием дат рождения, смерти и фотографиями, многие принимают за настоящие, могилы. На самом деле под этими плитами чаще всего никто не покоится. Погибшие похоронены там, где им и положено, - на кладбищах. А эти знаки всего лишь дань памяти тому, чья жизнь оборвалась именно на этом роковом километре.

    Православная церковь относится к "могильным клонам" крайне отрицательно. По мнению священнослужителей, двух могил у усопшего быть не может. Кстати, первые подобные памятники начали появляться после войны, когда качество дорог было особенно низким и жуткие аварии нередко уносили жизни дальнобойщиков. Кресты и небольшие стелы ставили их напарники и коллеги - памятник служил напоминанием о безвременно ушедшем друге. Даже традиция существовала - просигналить, проезжая мимо такого монумента. Поэтому больше всего подобных памятных знаков - на федеральных трассах.

    В Челябинской области самой опасной считается федеральная трасса "М5" Челябинск - Москва, в последние годы памятных знаков стало на ней особенно много. Как-никак нагрузка на тракт в семь раз превышает нормативы. Всего же на федеральных трассах области в прошлом году произошло 358 происшествий, в которых 134 человека получили смертельные травмы.

    Если каждой жертве ДТП поставить памятник, дорога превратится в сплошной погост

    Сегодня кресты и мраморные плиты ставят не только в память профессиональным водителям, но и частникам, разбившимся в ДТП. Мало того, появилась традиция вывешивать похоронные венки и в городах - на осветительных опорах, деревьях.

    Первыми в России положить конец траурной моде решили депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, после чего инициатива покатилась по стране. Вслед за Тульской, Тверской и Свердловской областями ею заинтересовались и на Южном Урале.  Некоторые из законотворцев считают, что возведение памятных сооружений затрудняет эксплуатацию автодорог, линий электропередачи, газопроводов, подземных кабелей. - Действительно, памятники мешают, - признался начальник управления дорожного строительства администрации Челябинска Михаил Скрипко. - Особенно если речь идет о расширении трассы. Зимой, когда убирают снег, они также становятся помехой. Памятники невысокие, и в больших сугробах их могут просто не заметить...

    Примерно на девяностом километре трассы Челябинск - Екатеринбург, там где сужается автомобильная дорога, не так давно появился целый монумент. С высаженными елями, с подъездом, залитым асфальтом. Если верить властям, дорогу из северной столицы Урала в южную скоро будут приводить в порядок - делать двусторонней, с широкой разделительной полосой на всем протяжении, так что этот памятник все равно придется убирать. Хотя сейчас его расположение не противоречит нормам ГОСТа - он удален от трассы более чем на пять метров.

    Челябинские депутаты хотят запретить установку памятников в придорожной полосе и полосе отвода. Таким образом зона запрета расширится за пятиметровую отметку. Тем, кто все-таки решится увековечить память погибшего в ДТП близкого человека, придется добиваться специального разрешения регионального министерства строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ.

    Члены комитета Заксобрания по экономической политике также хотят обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ с просьбой внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ - определить административную ответственность за установку без разрешения в полосе отвода и придорожной полосе памятников и памятных знаков в честь погибших в ДТП. Если верить парламентариям, необходимость этого законопроекта связана с "многочисленными обращениями граждан и дорожных служб".

    В ГИБДД Челябинской области инициативу южноуральских депутатов приветствуют. - Обилие памятников рассеивает внимание. Отвлекает даже не могильное надгробье, а как бы посторонний предмет, - заявил старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Андрей Смирнов. - Кстати, и траурные венки на фонарных столбах тоже отвлекают. В какой-то степени это действительно напоминает водителям о необходимости соблюдать правила. Но в области на дорогах ежегодно гибнет около восьмисот человек. И если каждой жертве ДТП поставить памятник, дорога превратится в сплошной погост. Траурные венки со столбов должны убирать местные службы, отвечающие за благоустройство. Между тем, у работников таких служб иной раз рука не поднимается снять со столба этот скорбный знак. Причем закона, запрещающего вывешивать венки, пока нет. Когда он появится, то очистить столбы - если не брать во внимание нравственный аспект - никакой проблемы не составит. Сложнее с памятниками. Теоретически можно очистить все загородные трассы. Но как быть с чувствами родственников погибших? На этот вопрос пока никто не дает прямого ответа.

    - Законопроект еще будет дорабатываться, - заявил вице-спикер Заксобрания Семен Мительман. - Потом мы передадим его в комитет по законодательству. А на рассмотрение депутатов вынесем в ноябре. 

     мнение

    Андрей Бабин,  психолог:
    - Могу сказать с уверенностью и как практикующий психолог, и как человек, двадцать лет сидящий за рулем. Такие памятники на психику действуют угнетающе. Наводят на грустные, даже мрачные мысли. Ничего воспитательного - дескать, надо соблюдать правила - в них нет. В нашей жизни и так много "чернухи", зачем же еще выставлять напоказ страсть к некрофилии - ставить вдоль дорог надгробья, пусть даже и над фальшивыми могилами? Помню, когда-то на въезде в Челябинск на постамент водрузили искореженный донельзя автомобиль. Вот такой знак действительно отрезвляет, заставляет собраться, подумать о соблюдении правил безопасности. А фальшивые могилы просто портят настроение и отвлекают внимание.

    Поделиться