Железнодорожники повышают тарифы

Заседание правительства, где должны были обсуждаться инвестиционная программа и финплан ОАО "РЖД", уж никак не предвещавшие грозы, в очередной раз стало местом "разбора полетов".

Надежды экспертов, прогнозировавших бурное обсуждение железнодорожных тарифов, предлагаемых министром транспорта Игорем Левитиным, не оправдались. Зато премьер-министр Михаил Фрадков обрушился с критикой на своих подчиненных, напомнив притихшим министрам, что "всем придется отвечать по всей строгости".

Причиной премьерского взрыва стало мягкое замечание президента, общавшегося с народом, о том, как "Фрадков пытался найти виновных и наказать, но так и не смог этого сделать, потому что никто не хочет нести ответственность".

- Не буду давать широкий комментарий, - грозно заметил, появившись в зале заседания, Фрадков. - Каждый для себя выводы сделает сам.

В зале повисла звенящая тишина.

- Напоминаний дополнительных не будет, - продолжал разнос Фрадков. - Деликатная форма президентского напоминания многим должна показаться последним предупреждением.

В общем, как считает премьер, те действия членов правительства, которые спровоцировали, по сути, алкогольный кризис в стране, говорят о "немощи, отсутствии должной ответственности и профессионализма" отдельных министерств и ведомств и недостаточной организации управления в правительстве. "Вас, коллеги, прошу учесть, что за занавес коллективной ответственности, - предупредил Фрадков, - никому спрятаться не получится". С кого начнут спрашивать в кабинете министров и начнут ли вообще, пока неясно. Практически к каждому из своих подчиненных у Фрадкова есть претензии.

И если накануне на заседании правительства за плохую работу и безответственность премьер распекал министра регионального развития Владимира Яковлева, то вчера речь шла о некачественной работе в организации информационного обеспечения нововведений на рынке алкогольной продукции (Единой государственной автоматизированной информационной системы).

- Конкретные виновные в этом люди есть, мы о них знаем, и скоро о них узнают все, - предупредил Фрадков. - Как бы тут ни виться, конец будет найден. Спрос будет только усиливаться.

На самом деле круг виновных слишком узок. В реализации нововведений на алкогольном рынке участвовали министерство экономического развития и торговли и министерство финансов. Однако премьер не стал уточнять, о ком же скоро страна узнает, кто герои нашего времени.

Напомнил глава кабинета министров и о проблемах в лесном хозяйстве. Перечисляя даты поручений и президента, и правительства, Фрадков заметил, что 10 ноября 2006 года на заседании правительства уже должен быть рассмотрен проект ФЦП по глубокой переработке древесины до 2015 года.

- Но ФЦП нет, - с сожалением, недоумением, грустью и многочисленной гаммой чувств признал премьер. - Отсутствие результатов говорит о плохой работе министров и ведомств и вынуждает президента брать рычаги управления в свои руки.

Как известно за наведением порядка в этой сфере ответственны минпромэнерго, минэкономразвития и минприроды. Не давая вставить ни слова, да, впрочем, министры и не пытались оправдываться, Фрадков предупредил, что уже до 10 ноября Федеральная целевая программа должна быть внесена в правительство. "До 10 ноября 2006-го!", - повторил он.

- Надо работать, - предупредил Фрадков.

Тишину нарушил министр транспорта Игорь Левитин, коротко и четко представивший инвестпрограмму ОАО "РЖД" и финплан.

Как выяснилось, компании "Российские железные дороги" не хватает инвестиций на 2007-2009 годы в размере 281 миллиарда рублей. Этот дефицит РЖД намерены покрыть прежде всего за счет размещения своих акций на финансовых рынках. По подсчетам Якунина, компания в результате получит порядка 120 млрд. рублей. "По оценке Счетной палаты, мы недоинвестируем в развитие производственных мощностей 30 млрд. рублей, - описывал ситуацию Якунин, видимо, пытаясь вызвать жалость у присутствующих. - Нужно проложить 10 тысяч километров новых рельсов, на что требуется 70 млрд. рублей".

Не стал, правда, Якунин рассказывать о том, на какие цели идут 2% инвестпрограммы, определенные как на строительство больниц, детских садов, жилья для сотрудников и социальную инфраструктуру. Во сколько обходится содержание футбольного клуба "Локомотив" или другие непрофильные активы. К примеру, известно, что в следующем году РЖД планирует направить 1,5 миллиарда рублей на поддержку средств массовой информации, 14 млрд. - на строительство ведомственных домов отдыха.

И оплатят это россияне из увеличенных более чем на 30 процентов к 2009 году железнодорожных тарифов. И, судя по всему, из бюджета. Во всяком случае, вчера Якунин попросил правительство компенсировать убытки РЖД по пригородным перевозкам с 2008 года в размере 25 млрд. руб. К тому же, продолжал рассказывать Якунин, профессия железнодорожника в России теряет привлекательность. Если в 2005 году по зарплате она была на седьмом месте, то в этом году уже на девятом.

На разговор о повышении зарплат тут же отреагировал министр финансов Алексей Кудрин. "Я не против повышения зарплат. В таких инфраструктурных сетевых компаниях она должна быть высокой. Но в естественных монополиях зарплата опережает рост в среднем по России", - заметил главный финансист, отвечая на просьбу Якунина предоставить РЖД право направлять доходы от сверхплановых перевозок на повышение зарплат. "Сейчас получается, что совет директоров утверждает сумму, а общий подход к этому вопросу не рассматривается", - отметил Кудрин. По его мнению, государство должно иметь координирующую роль в определении подходов к повышению зарплат в естественных монополиях.

Фрадков такой подход поддержал. "Возможно, это не бесспорно с точки зрения юридических подходов, но это должно быть в значительной степени подконтрольно государству и унифицировано", - заявил он.

Насторожило Кудрина и не совсем внятное объяснение главы РЖД о том, что выделяемые бюджетом средства на ликвидацию перекрестного субсидирования (в 2007 году - 10,9 миллиарда рублей) пойдут на приобретение подвижного состава, повышение безопасности перевозок. "Здесь что-то не то, - заметил Кудрин. - Ведь это средства на тарифы, а не на приобретение подвижного состава". Но это мнение главного финансиста быстро потонуло в обсуждении. Вообще присутствующие министры, как правило, старались не высказываться и не критиковать представленную РЖД инвестпрограмму.

- Хорошо, что не стали сегодня выяснять отношения, - неосторожно заметил премьер, напомнив, что вопросы к руководству РЖД все же есть.

На самом деле вопросы, которые правительство хотело бы задать Якунину, известны давно. Несмотря на жалобы о нехватке финансовых ресурсов, планы у железнодорожников грандиозные. К примеру, РЖД планирует вводить своих представителей в советы директоров российских портов и машиностроительных заводов, покупать небольшие пакеты акций, чтобы войти в советы директоров портов и влиять на ценовую политику. Причем небольшие пакеты акций - это не меньше блокирующего. В совет директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" РЖД уже входит, а теперь планирует приобрести блокпакет этой компании. Хотя эксперты оценивают этот шаг резко критически. Вместо того, чтобы входить в советы директоров портов, они считают, что РЖД должен заниматься своим прямым делом - подводить железнодорожные пути к ним.

Пока же руководство РЖД не позволяет даже строить частные ветки к тем портам, где РЖД не является собственником. То есть, по сути, использует свое монопольное положение в качестве рычага. Насколько такой бизнес отвечает интересам государства и соответствует закону - вопрос, который так и не прозвучал сегодня в правительстве.

Немало вопросов вызывает и продолжение реформы железнодорожного транспорта, которая фактически пошла по модели реформы РАО "ЕЭС России". На втором этапе оказался невыполненным пункт о создании пассажирской компании. Как известно, Росжелдор представил собственную концепцию дальнейшей реструктуризации отрасли, принципиально отличающуюся от позиций ФСТ и РЖД. В частности, Росжелдор предлагает вывести на рынок независимых перевозчиков грузов в рамках отдельных маршрутов, видов груза и подвижного состава, сделав публичными услуги РЖД по предоставлению локомотивной тяги. А не позднее 2010 года из компании должны быть выделены два независимых "национальных" перевозчика со 100-процентным государственным капиталом - федеральная грузовая и пассажирская компании. Таким образом, согласно концепции Росжелдора РЖД к 2015 году становится инфраструктурной компанией и полностью уходит с рынка перевозочных услуг. Но Якунин с таким подходом не согласен. Поэтому и реформа идет так, как проводит ее железнодорожное ведомство.

Тем не менее правительство одобрило инвестпрограмму и финансовый план компании "Российские железные дороги" на 2007 и на период до 2009 года.