Охранники избили группу журналистов

Задание у репортера Владимира Самборского и оператора Алексея Аносова из екатеринбургской телекомпании "4-й канал" было оперативным: сделать репортаж с места происшествия. Строящийся двухэтажный дом, который возводила в пригороде Екатеринбурга частная компания, рухнул, придавив четверых строителей. Один из них погиб.

Журналисты представились охранникам у забора, окружавшего стройку, и без промедления начали снимать все, что было досягаемо для телекамеры. Охранники тут же по рации связались, видимо, со своим начальством и, получив оттуда команду, без разговоров схватились за резиновые дубинки.

- Их было шестеро, - рассказал корреспонденту "РГ" Владимир Самборский. - Они били нас, как кровных врагов - по головам, по спине, по всем частям тела.

Мы отступили обратно к машине, водитель бросился нас защищать - досталось и ему.

В тот день свирепая охрана не допустила на объект еще две группы телевизионщиков - компаний "Вести-Урал" и "41-й канал". Одетые традиционно в камуфляжную форму здоровые мужики не стеснялись отгонять силой даже девушек-репортеров, издевательски комментируя их законное требование пропустить к месту ЧП или связать их с руководством объекта. Не удалось пока выяснить даже владельца этой стройки. Журналисты "четверки" лишь сняли побои в травмпункте и написали заявления по факту случившегося в милицию.

- Мы уже не первый раз сталкиваемся с грубым отношением к журналистам при исполнении своих обязанностей, - сказала "РГ" шеф-редактор "Новостей" 4-го канала Алена Вугельман. - Нашим репортерам разбивали камеры, наше здание захватывал террорист. Но сколько же может продолжаться этот беспредел! Мы не собираемся оставлять это дело без последствий.

Пока по факту нападения на журналистов милиция общественной безопасности УВД города Верхняя Пышма проводит проверку. Прокуратура района совместно с Ростехнадзором расследует обстоятельства обрушения дома. Уже известно, что строился злополучный объект без разрешительных документов.

подоплека

Частных охранников в России в два с половиной раза больше, чем милиции: 16 тысяч охранных предприятий, в которых "под ружьем" - 700 тысяч бойцов. В германском бундесвере, самой сильной армии Западной Европы, всего лишь 250 тысяч.

Крепких мужичков в самой разномастной форме сегодня можно встретить где угодно - возле пивного ларька, городской больницы, в банке, казино, на рынке, супермаркете, на вилле олигарха... Даже знаменитый военный госпиталь имени Бурденко и газету минобороны "Красная звезда" стерегут не армейский наряд или караул - что было бы логично, - а ЧОП "Аллигатор".

Какие у них полномочия, что им можно и нельзя, какое у них оружие и зачем - простой народ не знает. Впрочем, зачем этим парням "стволы" - всем понятно: оберегать "от всяких" хозяйское добро. И вот парадокс: у народа не возникает сомнений, что эти секьюрити имеют полное право стрелять и уж точно - бить тех, кто, по их мнению, нарушает режим. За это им деньги платят. Это с милицией можно спорить, жаловаться, качать права - мол, до министра дойду! А тут - какой спрос? И с кого? Самое печальное, что иные частные охранники и их хозяева тоже так думают. Пример - избиение чоповцами уральских тележурналистов.

На самом же деле все должно быть совсем не так. В 1992 году был принят Закон "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". По сути, этот документ только признал право на существование частных сыщиков и охранников. И то если лицензию на такое существование выдаст милиция. А фактически им не разрешено ничего, что выходило бы за рамки банальной самообороны: напрягать мускулы или передергивать затвор позволено лишь только в случае откровенного нападения на них или охраняемый объект. И факт этого нападения потом надо будет обязательно доказать в суде.

Охранник не имеет права никого даже досматривать или обыскивать. Если он подозревает, что вы что-то украли в его магазине, он может вам предложить добровольно показать сумку и карманы, пройти в специальную комнату и вызвать милицию. Только милиция имеет право досматривать ваши вещи. Да, охрана должна вас задержать, если пытаетесь улизнуть с украденным товаром. Вас могут не впустить в офис, на дискотеку, любую охраняемую территорию - мол, не прошли "фейс-контроль". Но разбираться с кем-то силой и даже прикасаться к неугодному посетителю им категорически запрещает закон. Тут уже против чрезмерно усердной охраны вступает целый веер уголовных статей: "Самоуправство", "Превышение полномочий", даже "Хулиганство" и "Умышленное нанесение телесных повреждений".

Это - в идеале. Но жизнь, увы, сложнее. Все хором - и милиция, и хозяева ЧОПов - признали, что закон несовершенен. И требует доработки. А пока его дорабатывают в Думе, жизнь, дескать сама расставит все точки и запятые.

И жизнь расставила. Частные охранные предприятия пришлись очень кстати как силовикам-государственникам, так и криминалитету. Первые нашли достойное место собственным пенсионерам: так появились всевозможные союзы и организации ветеранов спецслужб и всех силовых ведомств, которые оставались "в профессии", только за более крупное денежное довольствие. Теперь каждый отставник знает: сняв погоны, он все равно будет востребован.

А криминалитет нашел возможность легализовать рэкет. Бизнесменам цинично предложили платить не бандитским "крышам", а нанимать якобы собственных охранников. Даже криминальных авторитетов теперь стали охранять не узколобые "качки" с украденными "стволами", а эдакие лицензированные бодигарды с разрешенными милицией "Ижами". По сути - те же бандиты, но статус - другой. Не подкопаешься.

Понятно, история ЧОПов стала развиваться по двум расходящимся линиям. С одной стороны - надежная опора для МВД и ФСБ. Как правило, это службы безопасности крупных компаний, банков, промышленных предприятий. Особенно тех, которые работают в сфере топливно-энергетического комплекса. Мало кто знает, но именно частная охрана стережет все трубопроводы, хранилища, заводы переработки нефти и газа. Руководство страны посчитало, что это надежнее и дешевле: у спецслужб - меньше забот, и за все платят и отвечают хозяева скважин и бензоколонок. Кстати, примерно раз в квартал региональные управления ФСБ и МВД проводят с частной охраной объектов ТЭКа совместные учения. Причем эти учения организуются "по-взрослому": спецслужбы пытаются организовать "диверсии", а чоповцы всерьез отбивают атаки. Все-таки речь идет об энергетической безопасности страны.

Более того, вот еще один малоизвестный факт: бойцы "нефтяных" служб безопасности командируются на Ближний Восток, в частности в Ирак, где у российских компаний есть экономические интересы. По данным "Российской газеты", в том же Ираке работают около полутысячи российских частных охранников, бывших офицеров спецназа.

Совсем другая картина рисовалась в криминальной ветви истории ЧОПов. МВД спохватилось только в 2002 году. Когда вдруг выяснилось, что частные охранники 500-600 раз в год принимают участие в так называемых спорах хозяйствующих субъектов. Более того, чоповцы не только помогают экспроприировать заводы и колхозы, участвуют в рейдерских операциях, но и захватывают для заказчика элитные квартиры и миллионные дачи. Иногда частные охранники разных фирм вступают между собой в настоящие перестрелки - с ранеными и убитыми.

компетентно

Заместитель начальника департамента охраны общественного порядка, начальник лицензионно-разрешительного управления МВД России Леонид Веденов считает, что наступила пора провести жесткую ревизию в чоповских рядах и ужесточить российское законодательство.

- Мы предлагаем усилить ответственность частных охранных структур за участие в имущественных спорах. Принадлежность к ЧОПу в такой ситуации станет отягчающим признаком. Самое главное - будет законодательно установлен нижний предел уставного фонда каждой частной охранной структуры. Беря под охрану объект стоимостью в миллионы долларов, ЧОП должен иметь возможность в случае чего возместить ущерб. Это - гарантия от возникновения криминальных вооруженных "однодневок".

Комментируя ситуацию с избиением журналистов, в МВД корреспонденту "Российской газеты" заявили, что частные охранники нарушили все, что только можно нарушить. Сейчас рассматривается вопрос не только об отзыве лицензии у этого ЧОПа, но и о возбуждении уголовного дела.