Таможенный союз будет проводить согласованную политику формирования цен на энергоносители

Таможенный союз, формирование которого в ЕврАзЭС обсуждается уже пять лет, будет строиться на протяжении всего 2007 года. Об этом заявил вчера премьер-министр Михаил Фрадков, принимавший в Москве коллег из шести стран-участниц этой организации.

 

 

Правда, речь идет пока о Таможенном союзе на территории лишь трех стран - Белоруссии, Казахстана и России, но при активном участии в качестве наблюдателей остальных стран ЕврАзЭС. Суть идеи в том, что все произведенные в третьих странах товары поступали на территорию любого государства-сообщества на одинаковых условиях. Несмотря на многочисленные разговоры, за пять лет странам-участницам удалось, к примеру, выровнять ввозные пошлины чуть больше чем на 65 процентов. И генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота уже не скрывал, что для создания Таможенного союза нужны политические усилия.

И, судя по всему, политические усилия были приложены. Главы правительств России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии и Узбекистана согласились с предложением премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова завершить формирование необходимой нормативно-правовой базы Таможенного союза к 1 января 2007 года. "Надо создать правовую базу, выстроить конструкцию, провести согласительную работу на внутриполитическом уровне, ратифицировать документ, и весь следующий год может стать годом введения в действие нового Таможенного союза", - поддержал казахского коллегу российский премьер. На протяжении этого года, по словам Фрадкова, необходимо будет создавать единое таможенное пространство с едиными внешними тарифами, включающее в том числе и единые подходы в энергетике, водном пространстве. "И если будет найден консенсус в интересах стран, то союз заработает", - уверенно заметил Фрадков.

Кроме того, российский премьер считает, что оформление Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС необходимо увязывать со сроками работы в рамках Единого экономического пространства. Сроки параллельной работы в рамках ЕЭП по основному пакету документов - середина 2007 года, напомнил он. При этом Фрадков считает возможным "экстраполировать" тему Украины на функционирование единого экономического пространства. "Точкой соприкосновения здесь может быть ЕЭП, здесь есть место для дискуссий, обсуждения, - и с улыбкой добавил: - маневров".

В общем, как заметил казахский премьер: "Насколько быстро нам удастся решить проблему общего рынка, настолько быстро мы сможем создать единый энергетический рынок ЕврАзЭС". Значимость объединения усилий в энергетике очевидна. "Это не только прямая энергетика, но и нефть, и газ, и атомная энергетика", - уверен Ахметов.

Его же поддержал и премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский. Он считает, что при создании общего энергетического рынка сообщества должны быть обеспечены равные условия доступа к национальным электроэнергетическим ресурсам и сетям. "По нашему мнению, необходимо предоставить возможности свободного транзита электроэнергии и нефтегазовых ресурсов по территориям государств-членов ЕврАзЭС", - сказал Сидорский. Кроме того, "Беларусь настаивает на проведении единой согласованной политики в области формирования цен и тарифов на нефть, газ в рамках ЕврАзЭС". "Эти тарифы должны основываться прежде всего на эксплуатационных и инвестиционных издержках", - заметил премьер-министр Белоруссии.

Очевидно, что для белорусской экономики вопрос тарифов на газ сейчас из разряда больных. Белоруссия формирует бюджет из расчета роста цены на газ внутри России, увеличенного на 15%. В Минске еще надеются на то, что стороны смогут договориться о приемлемой цене. Правда, на всякий случай все же готовы к тому, что если цена российского газа окажется выше, чем заложено в бюджете, задействовать Стабилизационный фонд, который к концу года составит около 350 миллионов долларов. Причин для беспокойства у белорусов более чем достаточно. Премьер-министр Михаил Фрадков уже обещал, что вопрос поставок в 2007 году российского газа в Белоруссию и его транзита через белорусскую территорию будет решен до конца текущего года. Но при этом предупреждал, что тарифы на газ и все оценки газотранспортной системы Белоруссии - это комплекс вопросов, которые являются предметом обсуждения на уровне хозяйствующих субъектов. Пока же по газовым соглашениям работают экспертные группы, а банк ABN AMRO ведет независимую оценку активов компании "Белтрансгаз", которая должна быть завершена до 20 ноября текущего года.

Правда, Минск всеми способами пытается отстоять внутрироссийскую цену на газ. На днях даже появилась информация о том, что Белоруссия ищет альтернативные пути поставок энергоносителей в обход России. "Мы можем вести переговоры по энергобезопасности своей страны с тем, с кем считаем необходимым", - подтвердил Сидорский.

Но на Москву подобные заявления явно не действуют. Так же как и "торговые войны". Как считает министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, определенные трения в отношениях между Белоруссией и Россией в сфере взаимной торговли являются естественным следствием процесса сближения двух стран. "С одной стороны, к этому можно относиться как к "торговым войнам", с другой стороны, это нормальный процесс "зачистки", необходимый для выхода на новый этап развития", - заметил он. "Новым этапом развития должен стать Таможенный союз на троих - Белоруссия, Россия, Казахстан. К нему надо подойти без неурегулированных белых пятен", - уверен российский министр.

Собственно, предложений о том, какие программы надо разработать в ближайшее время, было немало. Сидорский предложил, к примеру, реализовать единую программу лизинга в аграрном секторе с привлечением для этого недавно созданного Евразийского банка. Премьер-министр Киргизии Феликс Кулов сообщил, что в рамках ЕврАзЭС также предполагается развитие гидроэнергетики с подключением киргизских электростанций. "Пока я бы еще не сказал, что принято решение, но все понимают, что идти надо в этом направлении", - уверен он.

В общем, за пять часов встречи в Москве премьеры успели не только поделиться собственными амбициозными планами в развитии экономик своих стран (кстати, практически у всех стран-участниц рост ВВП значительно превышает российский), но и сделать много предложений сообществу.