Федеральный закон N 137-ФЗ установил, что правила, предусмотренные частью первой Налогового кодекса в отношении банков, распространяются и на Центральный банк Российской Федерации. В действующей в настоящее время редакции НК РФ такое жесткое регулирование статуса ЦБ РФ в налоговых правоотношениях отсутствует.
С 2007 года налоговые органы получат право требовать от банков:
- документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
- копии поручений налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе;
- информацию об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены (банк обязан будет предоставить информацию не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.)
С 2007 года усиливается ответственность банков за исполнение поручений на перевод денег в бюджетную систему Российской Федерации.
При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок для исполнения банком поручения налогоплательщика продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
При невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (или частичном исполнении) поручения налогоплательщика - в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Эти правила должны будут соблюдаться также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление сборов, пеней и штрафов, а также при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц - налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).
При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не будет взиматься.
Усиливается ответственность банков за выполнение решений налоговых органов о приостановлении операций организаций по их счетам в банках.
В случае принятия налоговым органом решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке оно будет передаваться налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде и подлежит безусловному исполнению банком.
Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения.
Вышеперечисленные нормы будут действовать также в отношении приостановления операций по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Налоговые органы получат право предъявлять в суды иски о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном Кодексом.
С 2007 года ужесточается режим принудительного взыскания налогов, сборов, штрафов со счетов налогоплательщиков, открытых в банках.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Снята оговорка "за исключением ссудных и бюджетных счетов" из действующей в настоящее время редакции абзаца второго пункта 5 статьи 46 НК РФ.
Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
Поручение налогового органа на перечисление налога должно быть исполнено банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов.
При взыскании налога с валютных счетов оно должно быть осуществлено не позднее двух операционных дней, если это не нарушит порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение должно исполняться по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
Установленные нормы будут распространяться также при взыскании сборов, пеней и штрафов за несвоевременную уплату налога.
С 2007 года банки будут обязаны сообщать не только об открытии или о закрытии счета, но и об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
Банки будут обязаны выдавать налоговым органам справки не только по операциям налогоплательщика, как в настоящее время, но и о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Эти правила будут применяться также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты.
Федеральный закон N 137-ФЗ внес изменения также и в Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Согласно одному из дополнений налоговые органы получают право контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанного полномочия налоговым органам предоставлено право получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.