31.10.2006 02:00
    Поделиться

    Россияне "переварили" в гипермаркетах 245 млрд долларов

    Торговый капитал в России с момента зачатия рынка ведет себя намного активнее производства и значительно опережает по темпам роста официальные доходы населения. По словам председателя комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, наша страна семимильными шагами ворвалась в группу лидеров, утоляя предыдущий голод по товарам, как съедобным, так и непродовольственным. Он признает справедливой оценку НГШ МВД, по которой в сером секторе находится 45 процентов доходов населения.

    В прошлом году россияне "переварили" 245 миллиардов долларов, в нынешнем, судя по всему, освоят 300 миллиардов. Нам оказались не чужды мировые тенденции, где шопинг - поход за покупками - занимает второе место по увлекательности после просмотра телепередач. И это при том, что, по мнению Александра Борисова, развитию отечественного потребительского рынка серьезно препятствуют три проблемы: недостаточная прозрачность, отсутствие федерального законодательства, дефицит квалифицированных кадров.

    В рейтинге 80 наиболее активно растущих российских компаний 25 мест заняли торговые фирмы. Если раньше удивляли масштабами торговые центры в 50-60 тысяч квадратных метров, то теперь на выходе проекты в 100-200 и даже 250 тысяч квадратных метров торговых площадей.

    Гипермаркеты стали появляться после Второй мировой в США. Там первыми заметили прибыльность человеческой склонности побыстрее израсходовать заработанное. В 1968 году американцы установили непревзойденный рекорд, построив центр площадью в миллион квадратных метров. Желающих "переплюнуть" не находится до сих пор и, надо думать, не будет.

    Итого из 50 тысяч гипермаркетов 40 тысяч функционируют в США, 1,5 тысячи - в Западной Европе. В России пока насчитывается 300 таких "торговых точек", половина из которых имеет столичную прописку.

    Российский совет торговых центров подразделил своих участников на четыре категории. Малые - общей площадью от 4 тысяч до 10 тысяч квадратных метров, средние - от 10 до 30, большие - от 30 до 60 и суперрегиональные торговые центры - свыше 60 тысяч квадратных метров общей площадью. Впечатляет география. Кроме Первопрестольной и Северной столиц Архангельск, Екатеринбург, Набережные Челны, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Тюмень, Самара, Сургут, Уфа, ряд других городов. И, конечно же, Казань. Здесь впервые проявилась обратная сторона гипермании. Построить - мало. Важно найти арендаторов, способных получать выручку, позволяющую оплачивать, прямо скажем, недешевую площадь.

    Исключение делается для неторговых услуг. Главное - завлечь покупателя, чтобы он подольше не уходил, становился щедрее. Потому за бесценок могут быть сданы в аренду детские площадки, дансинги, кинозалы. Не случайно гипермаркеты все чаще называются торгово-развлекательными центрами.

    Тем не менее даже Москве грозит переизбыток гиперторговых площадей к 2010 году. Нельзя же только потреблять. Работать надо, зарабатывать.

    По экспертным оценкам, девелоперы устремились в регионы, не избалованные прежде гипервниманием. Каждый из представляющих интерес городов располагает двумя-тремя суперрегиональными проектами. Ситуация складывается схожая с московской двухлетней давности.

    Аналитики выделяют типологические характеристики этих проектов. Разница в принципе небольшая. Либо концептуально перенимается опыт столичного девелопмента с помощью профессиональных консультантов. Либо местные девелоперы решают задачи самостоятельно, самобытно, со своей собственной "изюминкой". Второе выглядит выигрышнее. Даже в пресыщенной гипермаркетовой культурой Америке торговые центры обязательно отводят место ремеслам, присущим именно этому штату.

    О том, что гипермаркетов в российских городах будет все больше, свидетельствует огромный спрос на высококачественные складские помещения от 300 тысяч до полумиллиона квадратных метров. Здесь в полный рост заявляют о себе логистические услуги, прежде неведомые отечественной торговле. Оптимизируются товаропотоки, что в немалой степени способствует поддержанию сравнительно низкого уровня цен.

    Конечно же, желанными арендаторами в гипермаркетах являются раскрученные сетевики. Но без местной "фишки" не обойтись. В этом отношении периферия может выглядеть заманчивее космополитичной столицы. Правда, в старых городах возникают сложности с попаданием гипермаркетов в архитектурный ансамбль. Здесь неизбежно придется считаться с особенностями российского градостроительного комплекса и вкусами муниципальных властей.

    Поделиться