Глава Минпромэнерго отметил, что "все давно признали Россию надежным поставщиком энергоресурсов", а одной из ключевых гарантий надежности поставок назвал "взаимное участие в активах компаний, диверсификацию источников и маршрутов". Тема проникновения "Газпрома" в европейские газораспределительные активы, напомним, совсем недавно стала камнем преткновения на пути западных компаний к газу Штокмановского месторождения. И акцент Виктора Христенко на совместных инфраструктурных проектах не случаен. Тем более в ситуации, когда происходит переориентация поставок на страны Европы.
Другим любопытным сюжетом стало развитие темы "Россия - энергетическая сверхдержава", после саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге как-то приутихшей. Вчера в дипломатичной форме министр подтвердил намерения России обеспечить "прозрачный и последовательный энергетический диалог с другими странами". Этот пассаж смотрится несколько иначе после недавнего адресованного Германии предложения стать своеобразным "доверенным игроком" России в энергетической сфере. Ответом на это был, как известно, альянс Германии с Францией, но он носит скорее тактический характер: придется найти схему встраивания в него России. Как подчеркнул Христенко, "энергостратегии и позиции России и ЕС должны быть не только прозрачными, но и скоординированными, нескоординированность приводит к рискам". "Россия может понять проблемы всех игроков, Россия понимает энергобезопасность как общую проблему, и потому необходимо создавать защитные механизмы в энергетике" - такими словами министр дал понять, что линия саммита "большой восьмерки" на глобальную энергетическую безопасность воспринимается Россией как текущая повестка дня, а не отыгранный пиар-повод.
А то, что Европе придется принять эти реалии, фактически подтвердил в своем выступлении еврокомиссар по энергетике Андриес Пиебалгс. Он озвучил прогноз, в соответствии с которым Европа будет увеличивать импорт энергоресурсов, в частности газа, и снижать собственное производство. И к 2020 году потребность Европы в импортируемых энергоресурсах достигнет 70 процентов против нынешних 50 процентов. "И в этом случае Россия должна обеспечить надежные поставки", - безапелляционно заявил Пиебалгс, пообещав "развивать предсказуемые отношения между российскими и иностранными компаниями" и еще "работать так, чтобы укреплять наше доверие в энергетических отношениях". Правда, он не стал анализировать такие материи, как неприемлемость для нынешней России положений Энергетической хартии, открывающих доступ иностранных компаний к внутренним трубопроводам или желание "Газпрома" стать не только безотказным поставщиком, но и равноправным игроком европейского рынка. Пока еврокомиссар ограничился очевидной констатацией, что "ЕС так же сильно нуждается в России, как и Россия в ЕС". Впрочем, энергодиалог неизбежен, вопрос только в "переваривании" Европой изменившейся роли Москвы в нем. Виктор Христенко, открывая форум, приветствовал европейских гостей так: "Рад видеть вас в Москве, несмотря на то, что мы начали этот день со снега. Это символично и говорит о том, что зима все-таки будет".