20idei_media20
    31.10.2006 03:55
    Рубрика:

    55 процентов рынка облигаций занимает средний бизнес

    собираются развиваться банки и средний бизнес

    Еще три-четыре года назад многие сомневались в перспективности этого направления, сейчас все сомнения отпали. Только в сентябре размеры размещения составили более 70 миллиардов рублей. Это значительно больше, чем, к примеру, на рынке IPO, которому уже не первый год предрекают большое будущее.

    В отраслевом сегменте несомненное лидерство рынка принадлежит сектору банков и других финансовых организаций (24 процента), далее идут телекоммуникации (9 процентов), энергетика и металлургия (по 8 процентов), а также машиностроение, нефть и газ, торговля (по 7).

    Интересно, что 55 процентов облигационного рынка занимают компании среднего размера. И скорее всего их доля будет возрастать, так как здесь есть возможность взять в долг достаточно большую сумму по относительно невысоким ставкам и на довольно большой срок. У крупного бизнеса для заимствований есть другие возможности, но и они представлены широко (45 процентов рынка). Еще больше превалирует средний бизнес над крупным по числу выпусков - 279 против 77.

    Любопытно и то, что сегодня на долговом рынке наибольшую активность проявляют предприятия, которые не являются правофланговыми своих отраслей. Но процесс выхода на рынок, как внутренних, так и внешних заимствований, у них, как правило, в основном отлажен. Речь идет преимущественно о компаниях с объемом продаж от 5 до 20 миллиардов рублей.

    Для них долговой рынок - основной источник инвестиций в основные и оборотные средства. А так как у многих таких структур долговая нагрузка уже высока, для них актуальна задача рефинансирования долга, улучшение структуры кредитного портфеля.

    Для среднего бизнеса выход на рынок облигаций имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется обеспечения или залога. Для многих фирм это крайне важное обстоятельство, так как до определенного этапа они развиваются за счет банковских кредитов.

    Другое преимущество - долгосрочный характер привлеченных средств. Возможность оперативного управления долгом означает, что, осуществив один выпуск бумаг, затем можно готовить последующие с дополнительными опциями. При этом отсутствует зависимость от одного кредитора, что чрезвычайно важно для многих компаний, так как предприятия опасаются попасть в финансовую зависимость от кого-либо.

    Выпуск облигационного займа ведет к формированию публичной кредитной истории, так как требования для эмитента в этом плане довольно жесткие. А сформированный таким образом положительный имидж заемщика позволяет привлекать последующие займы на более длительный срок и по более низким ставкам.

    Однако путь компаний на рынок отнюдь не устлан розами, у эмитента обычно возникает целый букет проблем. У средних и небольших компаний обычно малоизвестное имя на рынке. А это в свою очередь требует дополнительной работы организатора по презентации фирмы, широкого раскрытия информации о ней.

    Другой непростой вопрос связан со сложностью выбора корректного ориентира на рынке для позиционирования займа. Зачастую при выходе нового эмитента, особенно из отрасли, которая не слишком богато представлена на рынке, не просто убедить инвесторов в том, что этот сектор экономики перспективен для вложений.

    Непрозрачная структура собственности и хозяйственной деятельности ведет к удорожанию заимствований, ограничивает его объем определенными рамками.

    Но, пожалуй, самая серьезная проблема связана со сложностью прогнозирования финансовых показателей компаний из-за высокой зависимости от общей конъюнктуры рынка. Структура нашей экономики такова, что под воздействием ряда причин они могут сильно колебаться, что рассматривается инвесторами как дополнительный фактор риска. И строгое выполнение собственных бизнес-планов обычно не только тщательно анализируется рынком, но и приветствуется.

    Согласно прогнозам аналитиков, в 2007 году продолжится активный выход компаний среднего бизнеса на рынок публичных заимствований, главным образом в рублевом сегменте. Объем эмиссий корпоративных рублевых облигаций может достигнуть 400 миллиардов рублей. При этом рублевые ставки снизятся на 50-70 процентных пунктов.

    Эмитентам предписали условия