В чем именно суть претензий к пермским зонам и СИЗО, подробно не объяснялось, потому что сигнал, по словам главы государства, был довольно большой и в нем подробно перечислялись различные нарушения. Теперь все эти жалобы проверяют по пунктам проверяющие из центра.
- По указанию министра юстиции Владимира Устинова в Пермский край прибыла и приступила к работе группа наших специалистов, - сообщили корреспонденту "РГ" в минюсте.
Как стало известно "РГ", в основном претензии были адресованы следственному изолятору N1 в Перми. Якобы там одна койка на четверых заключенных плюс масса других нарушений. Но в Федеральной службе исполнения наказаний посчитали большинство претензий из письма президенту необоснованными.
- В Пермском крае действительно сложная ситуация, - сказал заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Владимир Семенюк. - Там расположены 44 наших учреждения, из них 4 следственных изолятора. В трех СИЗО на одного подследственного приходится от 4,1 до 4,2 квадратного метра, а в СИЗО N1 Перми - 3 квадратных метра на человека. Такого нет, чтобы на одно койко-место приходилось четверо подследственных. В любом случае комиссия объективно разберется на месте.
Как стало известно корреспонденту "РГ", сегодня следственный изолятор в Перми откроет свои двери для журналистов. Представители СМИ получат шанс своими глазами увидеть, как обстоят дела в казенном доме.
По одной из версий, причины жалоб лежат в другом. Этим летом у заключенных в следственном изоляторе действительно появился повод для недовольства условиями содержания: им перестали доставлять в камеры наркотики и алкоголь. Как сообщали СМИ, в июле прокуратура Пермского края закончила расследование уголовного дела против семи бывших и действующих сотрудников СИЗО. Они обвиняются в вымогательстве и получении взяток, мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. Следствие установило, что за деньги все заинтересованные арестанты могли свободно общаться с волей, перемещаться из камеры в камеру, получать наркотики и алкоголь.
- Мы проверили работу СИЗО за последние семь лет и вскрыли более сорока преступных эпизодов, - сказали в прокуратуре, - там есть и взятки, и пронос телефонов, денег, водки и наркотиков. По сути в СИЗО не существовало никакой изоляции следственно-арестованных от внешнего мира. Порой казалось, что это не тюрьма, а пансионат какой-то, все вопросы о наладке "дороги" (сообщения между арестованными и волей) решались легко и непринужденно.
За деньги, как сообщали оперативники, можно было вести комфортную жизнь в камере и разваливать свои уголовные дела. Стоимость оказываемых работниками СИЗО услуг варьировалась от двухсот рублей за вынос с территории изолятора письма на волю до 4 миллионов рублей, которые тюремщики требовали у одного коммерсанта за помощь в том, чтобы его выпустили под подписку о невыезде.