Одна судьба - два фильма
Понятно, что на "улице Галины Вишневской" в минувшие дни был большой праздник по случаю юбилея великой певицы. Естественно, что такие амбициозные каналы, как Первый и "Россия", не могли не отметиться "датскими" фильмами в качестве приношения.
Обе "Галины" удались. Обе "Вишневские" живые, естественные. Никакой патоки, столь естественной в подобном жанре. Минимум общих слов о всемирно-историческом значении героини. Максимум - о правилах, по которым она жила и здравствует ныне. Максимум ее оценок и самооценок. Притом порою жестких, резких и непререкаемых. Что-то коробит, что-то восхищает в них. Но что несомненно: в обеих версиях одной судьбы виден человек внутренне цельный, хотя жизнь много раз ее испытывала на излом - и тогда, когда она пробивалась на вершину своей певческой карьеры в Союзе, и когда вынужденно эмигрировала на Запад, и когда вернулась на родину.
Телеверсии не противоречат друг другу по сути. Хотя мне больше по вкусу пришлась та из них, что снята Виталием Манским и была показана на канале "Россия". Она богаче подробностями. Она внимательнее к внутреннему состоянию человека, который душевно и материально ощущает себя абсолютно независимым в сегодняшней достаточно тиранической действительности.
Перед нами женщина, которая сумела построить себя, которая посмела устроить свою жизнь так, как сочла нужным.
Наконец, она построила еще и телеканалы, которые в эти дни держали равнение только на нее.
...Не в том дело, что оба канала ничего не смогли лучше придумать, как отметить общезначимую дату мероприятием в одном формате. Но показы-то могли бы и развести. А то не успела одна "Галина" во вторник на второй кнопке кончиться, как началась следующая "Галина" - на первой. Хорошо еще, что канал "Культура" свое празднование перенес на среду, а то бы получилось, как в том анекдоте про генсека Брежнева с незначительной коррекцией: поет Галина Вишневская на одном канале и на другом поет, а на третьем она говорит нараспев: "Ты мне попереключаешь!".
Попереключаем...
Неожиданно объявился в эфире Григорий Явлинский. Его спросили: "Который час?", а он стал рассказывать о коррупции, о независимости судов, о надобности свободы слова и т.д. Неужто и у него, подумал я, как у Зюганова, в голове угнездился органчик, правда, с другим набором на валике слов? Остановить Григория Алексеевича, оказалось, так же трудно, как прервать поток сознания Владимира Вольфовича, когда тот дорывается до микрофона.
Владимир Вольфович в этом сезоне дорвался до развлекательных программ: сначала засветился в шоу "Звезды на льду", где он судил фигурные достижения катающихся пар и пытался им объяснить, как надо исполнять свои номера, чтобы ему, лидеру ЛДПР, понравиться, а потом объявился в шоу "Две звезды", где в парадном мундире патетически поддакивал Сереге, исполнявшему песню из "Семнадцати мгновений".
Жириновский, как всегда, впереди прогресса: он смело осваивает самые рейтинговые площадки. Прежде он не брезговал семейно-бытовыми помойками типа "Пусть говорят" (и им там не брезговали). Теперь он не может позволить себе пренебречь участием в "теледискотеках" и в "телекараоке". В ситуации дефицита дискуссионных плацдармов для политиков накануне предвыборных кампаний это очень мощный пиар-ресурс. И другие публичные госмужи не прочь были бы им воспользоваться. Вот и лидер новой партии Сергей Миронов счел своей обязанностью появиться на юбилейном торжестве Николая Баскова. Надо думать, будут и другие попытки у политиков оказаться в попсовом цветнике. Но кто ж здесь сравнится с Матильдой моей - Жириновским Владимиром Вольфовичем?..
Из политиков - никто. Из патриотов - Александр Проханов. Нет, он не пел, не танцевал; он признавался в любви к президенту на передаче Владимира Соловьева "К барьеру!". Причем так страстно, так преданно и нежно, как, дай вам бог, господин президент РФ, любимым быть другим.
А правду сказать: не дай вам бог...
У господина Проханова бредовый проект обновленного тоталитаризма в России под кодовым названием "Пятая империя"; он и носится с ним по всем СМИ. Похудел, одухотворился, остервенел... С идеей "Нью-СССР" и связаны у господина Проханова определенные надежды на президента РФ.
У самих же телеканалов все надежды по-прежнему связаны с королями и королевами шоу-бизнеса.
Шоу-бодания продолжаются
В прошлом сезоне конкурирующие вещатели бодались по преимуществу на территории сериальных линеек. Причем не только за рекламные бюджеты товаропроизводителей, но и за собственные репутации.
В борьбе за имиджевый рейтинг Первый вчистую проиграл "России". Не далее как через три недели мы убедимся в этом наглядно, когда случится церемония награждения "ТЭФИ". У Первого на счету провальные в художественном отношении сериалы "Есенин", "Золотой теленок", "Охота на изюбря", а у "России" - такие удачи, как "Мастер и Маргарита", "В круге первом". И даже НТВ, которое заметно отстает от своих основных конкурентов, есть чем гордиться - "Доктор Живаго" и отчасти "Казус Кукоцкого".
Но все это дела, хотя и недавно минувших дней, все-таки дела и подвиги вчерашние. Сегодня каналы-бойцы сражаются на другом ринге - на развлекательном. Делают они это уж совсем абсурдно. Мало того, что противопоставляют друг дружке форматы-близнецы ("Звезды на льду" против "Танцев на льду" и "Танцы со звездами" против "Двух звезд"), так еще и практически в одно и то же время показывают эти проекты. Так еще есть такие звезды, что светят на двух, на трех каналах почти одновременно. Алле Сигаловой повезло судить и фигуристов на Первом, и танцоров на "России". Гарик Мартиросян разрывается между Первым, ТНТ и СТС. А "наша прекрасная няня" Анастасия Заворотнюк - совсем как Фигаро. Врубаешь СТС - здесь она все еще "Няня". Перескакиваешь на "Россию" - тут она ведущая, сворачиваешь на Первый канал, а она уже - поющая. Страшно нажимать следующую кнопку - вдруг она и там. И грозно молвит: "Ты мне попереключаешь!".
Понятно, что Настя Заворотнюк сегодня такой же джокер, как Коля Басков. Или как стремительно восходящая звезда Гарик Мартиросян. Они нарасхват. Ради них каналы готовы жертвовать своими амбициями и претензиями на право как первой брачной ночи, так и на все остальные.
Но вот, что нельзя не заметить: каналы в перетягивании зрителей все более теряют собственное лицо и приобретают лицо с общим выражением. Не только политическим, но и стилистическим. Не являемся ли мы свидетелями постепенного воссоздания ЦТ, которое бы очень подошло для прохановского проекта "Пятая империя" ("Нью-СССР")?