01.11.2006 06:00
    Поделиться

    Президент Египта: Я знаю все станции московского метро

    Сегодня в Москву прибывает президент АРЕ Хосни Мубарак. Накануне он ответил на вопросы "Российской газеты"

    Российская газета | Господин президент, прежде всего позвольте поздравить вас с 25-й годовщиной вашего нахождения у власти в стране...

    Хосни Мубарак | Эти 25 лет были трудными.

    РГ | Как развивались отношения между Египтом и Россией за эти годы?

    Хосни Мубарак | Египетско-российские отношения неизменно развивались и развиваются в положительном направлении. Они базируются на прочной основе многолетней дружбы и сотрудничества между двумя странами. У наших отношений глубокие корни, относящиеся еще к пятидесятым годам прошлого века. Мы никогда не забудем, что Россия очень помогла нам. Эти отношения получили мощный импульс после прихода президента Путина к власти, особенно после важного визита, который он нанес в Каир, и моего визита в Москву в 2004 г.

    Этот мощный импульс отразился на политической координации действий, на сотрудничестве в экономической, военной, научной и технологических областях. В прошлом году мы начали стратегический диалог по различным региональным и международным проблемам. Мы также начали вести предварительные переговоры относительно соглашения о свободной торговле между двумя странами. Объем товарооборота вырос за два года с 400 млн. долларов США до 1,3 млрд. Египет является главным торговым партнером России в Арабском и Африканском регионах, не говоря уже о непрерывном росте инвестиций и российского туризма в нашу страну. В этом году в Египте был создан Российский университет. Налицо совместная политическая воля к развитию египетско-российских отношений и росту сотрудничества в различных областях в интересах двух дружественных стран и народов.

    РГ | В прошлом веке Асуанская плотина стала символом тесного сотрудничества между Россией и Египтом. Есть ли сейчас на горизонте подобный проект, который мог бы стать символом такого сотрудничества между нашими странами в новом веке?

    Хосни Мубарак | Асуан до сих пор является символом дружбы между Россией и Египтом. Этот проект имеет долгую историю, и ее хорошо знает египетский народ. Это очень крупный символ сотрудничества между Египтом и Россией. После того как Международный банк отказался финансировать Асуанскую ГЭС, Россия предоставила нам 80 млн. долл. на строительство плотины и стала вместе с нами строить ее. Возможно, это и было началом разрыва с США во времена Гамаля Абделя Насера.

    РГ | Многие ли арабские страны хотят, чтобы Москва играла видную роль на Ближнем Востоке? Означает ли это, что арабские страны озабочены поиском баланса американского влияния в регионе?

    Хосни Мубарак | Проблемы и кризисы Ближнего Востока нуждаются в усилиях со стороны стран региона и влиятельных сторон международного сообщества. Последняя война в Ливане и непрекращающиеся происки Израиля на палестинских территориях служат еще одним подтверждением опасности ситуации в регионе, которая не может продолжаться. Очевидно, что суть ближневосточных проблем - в приостановке мирного процесса. Москва играет поистине важную роль через посредство международной четверки, в которую входят также США, СЕ и ООН. Она играет такую же роль в деле с иранским ядерным досье, координируя свои действия с пятью государствами - постоянными членами Совбеза и Германией, с одной стороны, и Ираном - с другой. Я бережно отношусь к продолжению консультаций с президентом Путиным по различным проблемам Ближнего Востока. И мы приветствуем роль РФ не потому, что рассматриваем ее как противовес роли США в регионе, а потому что убеждены, что проблемы Ближнего Востока требуют сплоченных действий различных влиятельных сторон региона, всего мира.

    РГ | Международный терроризм представляет новую угрозу миру. Мы знаем, что многие политики, и вы в том числе, выступают за объединение усилий в противостоянии этой угрозе. Станет ли эта тема объектом обсуждения на встрече в Москве?

    Хосни Мубарак | И эта тема также. У нас много тем для обсуждения, повестка дня открыта. Первопричина терроризма - угнетение. И я снова повторяю, что терроризм не прекратится до тех пор, пока мы не найдем лекарство против чувства притесненности.

    РГ | То есть несправедливости?

    Хосни Мубарак | Конечно. Без сомнений. Отсутствие справедливости - вот основная причина.

    РГ | Согласны ли вы с мнением, что демократия на Ближнем Востоке приведет лишь к законному приходу к власти экстремистских исламских движений?

    Хосни Мубарак | В демократии нет замороженных догм. Нет такого образца демократии, который мог бы применяться во всех частях света, невзирая на местные условия и особенности. Действительно, у демократии есть совместные ценности и принципы. Однако в каждом случае следует учитывать условия каждого общества, его особенности.

    Меня очень обрадовало, когда несколько месяцев назад президент Путин высказался о "российской демократии". Я уверен, что Путин имел в виду то же самое, о чем говорил я. Мы в Египте и на Ближнем Востоке занимаемся возведением здания нашей демократии в соответствии с внутренними взглядами. Мы отвечаем на потребности нашего народа. В то же время мы заботимся о стабильности нашего общества.

    РГ | Вы считаете, что реформы в арабском мире должны исходить изнутри, а не навязываться извне?

    Хосни Мубарак | Демократия как реформа должна исходить изнутри в соответствии с культурой народа, его характером, природой и традициями. У нас здесь, в Верхнем Египте, есть семьи, похожие на племена, у каждого свои обычаи, свой характер, свои проблемы и образ жизни, отличные от других. Повторю: нельзя говорить об одной универсальной модели демократии, так как каждый народ должен осуществлять демократию, чтобы она соответствовала природе народа, его культуре, самобытности и обычаям.

    Демократия - это не жесткая матрица, которую можно было бы применить ко всем народам. Американская демократия у нас не получится, но есть принципы, которые имеют общемировой характер, и они у нас применимы.

    РГ | Раньше Египет призывал к арабскому единству, затем отказался от этой идеи. Может ли появиться такое единство в обозримом будущем?

    Хосни Мубарак | Мы не отказывались от этой идеи и этой цели. Мы лишь выдвинули идею о той дороге, которая приведет к этой цели. Более полувека мы говорили об арабском единстве с политической и эмоциональной позиции. Мы не прилагали подлинных усилий для закладки фундамента единства на основе совместных экономических и торговых интересов. До сих пор торговля между арабскими странами занимает ничтожную долю торговли арабов с внешним миром. Практическая позиция, которую разделяют другие арабские страны, зиждется на достижении расширения форм сотрудничества, интеграции и экономического единства. На этот путь указывает опыт европейских стран, начиная с заключенного в 50-е годы прошлого века соглашения об угле и стали. Затем была создана зона свободной торговли, Таможенный союз и Общий рынок. И в конце концов образовался ЕС в его нынешнем виде. По этому же пути идет сейчас Африканский союз.

    Египет уверен в возможности осуществления мечты арабских народов о единстве. У нас много общих интересов. Мы глубоко привержены нашей нации и готовы защищать ее от попыток нанести удар по ней. Кроме того, мы не прекращаем наших усилий по налаживанию и активизации совместных арабских рабочих механизмов. Все это дает нам крепкую веру в будущее.

    РГ | Сейчас многие говорят о возможности столкновения цивилизаций. Что вы думаете по этому поводу? Можно ли избежать подобного развития событий?

    Хосни Мубарак | Столкновение цивилизаций в сущности является столкновением интересов. Те, кто развивает теории о столкновении цивилизаций, намеренно скрывают эту истину. Фактически то, о чем они говорят, служит новым выходом к руководству борьбой на международной арене с тем, чтобы соблюсти свои интересы в ущерб интересам других.

    Теории "поиска врага", разжигание вражды к исламу, разговоры о его связи с терроризмом, посягательства на святыни мусульман, их верования, игнорирование их проблем, то, что творилось и творится в Ливане, на палестинских территориях, в Ираке, Афганистане и Судане, - все это подталкивает безопасность, мир и стабильность в регионе и во всем мире к опасной черте, усиливает ненависть и злобу, подпитывает экстремизм и терроризм.

    Диалог цивилизаций, длящийся вот уже несколько лет, не дает положительных результатов. Мы нуждаемся в новом диалоге, основанном на взаимном уважении, признании проблем и приоритетов всех сторон. Надо стремиться к созданию общей платформы интересов. Повторяю еще раз: это борьба интересов, а не борьба цивилизаций.

    РГ | Вы пессимист или оптимист, когда речь идет о разрешении палестино-израильского кризиса?

    Хосни Мубарак | Проблема в своей сложности и запутанности стоит выше чувства оптимизма и пессимизма. То, что произойдет в будущем, зависит от позиций Палестины и Израиля и позиций региональных и международных сторон. Палестинцы должны положить конец своим разногласиям и говорить в один голос, тем более что есть партнер, способный вести переговоры и осуществить стремление палестинского народа создать свое независимое государство. Израиль же должен откликнуться на усилия по установлению мира, признать законные права палестинцев и понять, что оккупация не гарантирует безопасности. Международные же стороны, представленные в четырехсторонней комиссии, должны стремиться к возобновлению мирного процесса. Египет и другие страны региона будут готовы поддержать это стремление, если убедятся в его серьезности и искренности.

    Еще в 70-е Египет убедился, что мир возможен, хотя до этого казался недостижимым. Это порождает надежду на возможность достижения мира в Палестине и в других направлениях мирного процесса.

    РГ | Программа вашего визита в Россию будет насыщенной, и, вероятно, у вас не будет возможности погулять по Москве. А вы хорошо ее знаете по годам учебы. Если бы время позволило прогуляться по Москве, каким был бы ваш маршрут?

    Хосни Мубарак | Я бы прошелся по старым местам, прогулялся бы по улице Горького.

    РГ | Ее название поменялось, теперь это Тверская.

    Хосни Мубарак | Да, название поменялось... Я бы проехался на метро. Кстати, я знаю все станции московского метро. Не забуду балет Большого театра. Бывал и в других театрах, а также в цирке. Мы, бывало, часами бродили по ГУМу и ЦУМу, но сейчас, наверное, все уже изменилось. Мне сказали, что в ГУМе теперь бутики и он стал одним из самых дорогих магазинов Москвы.

    РГ | А мороженое попробуете?

    Хосни Мубарак | Да, помню, мы ели мороженое на улице. Лучшее мороженое - русское.

    РГ | А как президенту Мубараку видится его будущее после того, как он выйдет на пенсию?

    Хосни Мубарак | Я трудился 57 лет. Сначала в рядах вооруженных сил, затем на постах вице-президента и президента. В прошлом году я удостоился доверия египетского народа. Я был избран на первых альтернативных выборах. Я обязался перед египтянами выполнить свою программу. Тот, кто способен трудиться на благо родины и народа, должен делать это.

    А когда придет время пенсии, то у меня появится хорошая возможность немного отдохнуть и уделять больше времени моей семье и внукам.

    P.S.

    На прощание, провожая меня до двери своего кабинета, президент Хосни Мубарак спросил, как и вначале, на хорошем русском, просто и даже как-то по-свойски: "Кстати, какая сейчас в Москве погода?" - "Холодновато, но солнышко проглядывает, - ответил я. - Ждем вас в Москве". Вообще-то по этикету я должен был сказать: "Ждем Ваше Превосходительство в Москве". Надеюсь, что президент АРЕ Хосни Мубарак, считающий русское мороженое лучшим, простил мне это нарушение.

    Поделиться