Вчера был опубликован этот вердикт высшей судебной инстанции Швейцарии. Впрочем, точку в многолетней тяжбе между швейцарской фирмой и российским правительством ставить все же рано.
Напомним, что это судебное разбирательство тянется без малого полтора десятка лет. В 1991-1992 годах российское правительство и швейцарская фирма Noga заключили несколько контрактов на 1,4 миллиарда долларов. Фирма должна была поставлять в нашу страну продукты и удобрения в обмен на нефтепродукты. Россия согласно условиям этого соглашения отвечала по контрактам своим имуществом. Но в 1993 году по инициативе российской стороны контракт был разорван. Noga в ответ подала иск на взыскание с России долга, который оценила в 680 миллионов долларов. А через год Стокгольмский суд подтвердил задолженность нашей страны перед компанией. Правда, уже на 23 миллиона долларов. Весной 2000 года в обеспечение иска арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских зарубежных счетах.
С тех пор Noga начала настоящую "охоту" за российским имуществом по всему миру. В 2000 году во Франции она добилась ареста счетов Центробанка РФ и парусника "Седов", годом позже пыталась захватить российские самолеты на авиасалоне в Ле Бурже. Правда, впоследствии счета были разблокированы, а изъятие собственности признано незаконным. Последний раз, уже в ноябре прошлого года, Noga покушалась на коллекцию картин из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Скандал удалось погасить только после вмешательства правительства Швейцарии.
Наконец, в начале 2006 года американский бизнесмен российского происхождения Владимир Коган объявил о выкупе части российского долга у швейцарской компании. Тогда в СМИ сообщалось, что сумма сделки составила 70 миллионов долларов, а Noga якобы обещала прекратить судебные преследования ввиду их бесперспективности. Но позже швейцарцы неожиданно заявили, что Коган выкупил всего один процент российских долговых обязательств и возобновили свои претензии.
Как сообщают информационные агентства, компания вновь требовала разрешить ей арест российского имущества на сумму 1,85 миллиарда швейцарских франков. На что именно претендовала Noga на сей раз, неизвестно. Но она получила разрешение на арест от управления судебного преследования Женевы. И это вынудило российскую сторону подать апелляцию в Федеральный суд Швейцарии. Как стало известно вчера, швейцарские судьи своих сограждан не поддержали. В решении суда сообщается, что сейчас рассмотрением этого дела занимается арбитражный суд в Париже. Он и должен вынести окончательный вердикт, а до этого фирме Noga арестовывать российское имущество запрещено. Чью сторону займут французы, предсказать трудно.
И, кстати, до тех пор, пока не расставлены все точки над "i", сохраняют актуальность предупреждения экспертов о невозможности вкладывать средства российского Стабилизационного фонда в высокодоходные, но рискованные бумаги иностранных компаний. Заметим, что разговоры об этом велись довольно активно. Но для Стабфонда надежность важнее доходности. И потому минфин и правительство решили не рисковать: деньги из "нефтяной копилки" размещены на депозите Центробанка, а он в соответствии с утвержденной структурой покупает на них государственные долговые обязательства. Причем структура этого портфеля не разглашается.