01.11.2006 02:00
    Поделиться

    В Новосибирске сотрудники аэропорта способствовали бизнесу перегонщиков

    Вывод очевиден: гарантия безопасности в первую очередь зависит от пресловутого "человеческого фактора", от того, насколько ответственны и профессиональны сотрудники соответствующей службы. Какие технологии сегодня обеспечивают защиту тысяч пассажиров, ежедневно вылетающих из российских аэропортов, разбирался корреспондент "РГ".

    Если вкратце, суть уголовных дел такова. В армейских подразделениях оформляли воинские перевозочные документы, дающие право на получение бесплатных билетов, оформляли на кого-то из военнослужащих, как бы отправляя их в отпуск. Правда, сами "отпускники" об этом и не подозревали. По авиабилетам, выписанным в кассах авиакомпаний на имена военных, их жен и детей, при содействии сотрудников аэропорта во Владивосток летали совершенно другие люди - перегонщики иномарок. Руководством аэропорта совместно с правоохранительными органами афера была раскрыта, заведено уголовное дело.

    Есть ли гарантия того, что подобная ситуация не повторится? За комментариями мы обратились в новосибирский аэропорт Толмачево.

    - Да, серьезные выводы сделаны... Другое дело, что безопасности авиарейсов на самом деле ничего не угрожало, - заявили "РГ" в пресс-службе Толмачева. - Дело в том, что идентификация перевозочного документа с паспортными данными - далеко не единственная мера контроля. И абсолютно точно известно, что эти люди проходили всю процедуру досмотра наравне с другими пассажирами. Они не могли пронести с собой ничего запрещенного и не представляли никакой опасности на борту воздушного судна.

    Тем не менее, как утверждают сотрудники аэропорта, в Толмачеве приняли дополнительные меры, чтобы впредь исключить любое нарушение процедуры контроля. В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту ведется последовательное укрепление всех основных аспектов безопасности авиаперелетов: усилено наблюдение за пассажирами, огромные средства вкладываются в техническое оснащение. Но самое пристальное внимание уделено повышению статуса самой службы авиационной безопасности. "Если мы достигнем того, что каждый будет осознавать всю полноту ответственности, которая на него возложена, безопасность будет гарантирована", - считают в аэропорту.

    К сказанному следует существенное добавление:

    - В аэропорту проведена реорганизация службы авиационной безопасности. Часть функций была передана сотрудникам органов внутренних дел, которые сегодня осуществляют охрану периметра аэродромной зоны и обеспечивают контроль доступа на КПП. Это вооруженные люди, которые прошли специальную подготовку по программе для сотрудников авиационной безопасности. В самой же службе мы создали новое подразделение по досмотру воздушных судов. Раньше было принято считать, что инспектор должен быть всесторонне подготовлен и досматривать и пассажиров, и самолет, но практика показала, что невозможно сделать специалиста унифицированным. Поэтому появилась отдельная группа с четко определенными задачами, появились новые штатные единицы, были дополнительно введены должности старших инспекторов. Теперь наши сотрудники, придя в службу, видят перспективу, знают, чего они могут достичь, а когда человек видит возможности роста, у него появляется желание работать с полной отдачей.

    Кроме того, в Толмачеве были решены организационные вопросы, касающиеся отбора кадров. Набор теперь ведется профессионально - стать сотрудником службы авиационной безопасности, как говорится, "по знакомству" отныне невозможно. Были учтены квалификационные требования, которые не так давно приняты в отношении службы сотрудников авиационной безопасности: претендент должен иметь высшее или среднетехническое образование, предпочтение отдается лицам, прошедшим службу в ВС, органах ФСБ или правоохранительных органах.

    Плюс ко всему при отборе в Толмачеве применяют довольно сложный тест, специально разработанный с учетом особенностей профессиональной деятельности. Время работы над тестом занимает около трех часов, а на основании результатов психологи выдают заключение: способен ли кандидат в службу нести длительные психологические нагрузки, быть предельно собранным и внимательным, быстро и адекватно действовать в кризисной или чрезвычайной ситуации. Появилась возможность выбора сотрудников, соответствующих требованиям, все кандидаты для приема в САБ рассматриваются приемной кадровой комиссией предприятия.

    Работа с сотрудниками направлена на осознание ответственности и важности выполняемых задач. Деятельность службы организована так, что никто не может нарушить какие-то правила, надеясь спрятаться за спины других и избежать ответственности: работа каждого сотрудника персонифицирована, определить, кто выполнял ту или иную операцию, можно в любой момент.

    Проводятся мероприятии, которые позволяют обеспечить возможность принятия предупредительных мер в отношении потенциально опасных пассажиров.

    Понятно, что службу авиационной безопасности в Толмачеве укрепляют не только за счет молодых и надежных сотрудников. Усилены меры наблюдения за теми, кто предполагает воспользоваться воздушным транспортом. Создана специальная компьютерная программа, которая позволяет держать некоторых пассажиров под особым контролем.

    - Сегодня мы гарантированно получаем информацию о потенциально опасных пассажирах не позже чем за три часа, - говорит Владимир Комаров. - В перспективе с введением такой системы на государственном уровне данные будут поступать к нам в момент покупки авиабилета, в какой бы точке России он ни приобретался.

    Кроме того, Толмачево - один из немногих российских аэропортов, где действует разработанный за рубежом метод профайлинга - предварительного психотестирования всех пассажиров. В штабе САБ имеются специально подготовленные сотрудники, которые выявляют тех, кто относится к той или иной группе риска, и они проходят дополнительный досмотр. Этот метод требует серьезных затрат на дорогостоящее программное обеспечение, оргтехнику и оплату квалифицированных специалистов. Однако, считают в аэропорту, внедрение профайлинга как дополнительной меры безопасности себя вполне оправдывает. Психотестирование при всей своей эффективности должно проходить незаметно для пассажиров, а, по мнению руководства Толмачева, обеспечивая безопасность, нельзя забывать о комфорте.

    Поделиться