01.11.2006 02:00
    Поделиться

    Проблему сиротства в Хабаровске решают за счет малообеспеченных семей

    Впервые об этой проблеме в комитете соцзащиты узнали из телефонной "горячей линии", куда позвонила воспитательница детского дома. Так в Хабаровске стартовала акция "Поможем нашим детям".

    Богдану повезло, он стал одним из первых воспитанников приемной семьи. Такую альтернативную форму в противовес усыновлению, опекунству и патронату предложили всем желающим в комитете по социальным вопросам администрации Хабаровска. Воспитывать детей можно посредством приемной семьи, которая образуется при желании троих человек: мамы, папы и приемного ребенка. При этом их права и обязанности не обязательно должны быть прописаны в местном законодательстве, как того требует, к примеру, образование патронатной семьи, закон для которой, кстати, так и не был утвержден и уже дважды возвращался на доработку краевыми депутатами.

    В отличие от патроната приемная семья образуется на основании трехстороннего договора, воспитанник детского дома передается на воспитание в семью, но продолжает содержаться за государственный счет. Приемным родителям выплачивают компенсацию за питание, одежду и пособие на ребенка.

    Сейчас в Хабаровске образована уже 31 приемная семья, в них воспитываются 38 детей.

    Спасительный статус

    Семья Тульцевых хоть и решилась на такой смелый шаг - принять у себя дома еще одного ребенка - далеко не состоятельная, поэтому без помощи государства с воспитанием двоих детей не справилась бы.

    Богдан стал полноправным членом семьи. Он как заправский хозяин проводит нас через веранду и пристройку в сарай, показывает владения. Частный дом, подворье, хозяйство, только успевай работать.

    - Я сам дою козу, а еще с сестренкой мы кормим свиней, гусей и кур, - говорит Богдан. - Мне это очень нравится. Я прибегаю со школы и иду проверять, все ли сыты и ухожены.

    Клавдия Тульцева объясняет, что подтолкнуло стать приемными родителями: "Хотелось еще одного ребенка".

    - У нас дочь, а муж настаивал еще и на сыне, - говорит она. - А так как здоровье уже не позволяло своего родить, то на семейном совете мы решили взять на воспитание ребенка из детского дома.

    В семье Тульцевых не скрывают, что Богдан их приемный ребенок, говорят, что нет смысла кого-то обманывать, а любовь к приемному сыну и родной дочке равная.

    Оформление документов для получения особого статуса приемной семьи у Тульцевых по времени заняло около месяца. От претендентов потребовали характеристики с места работы, заключение медицинской комиссии и акт обследования жилищных условий.

    - Он сразу ко мне подбежал и сказал: "Это моя мама", - говорит Клавдия Валентиновна. - Год он приходил к нам в семью по выходным и праздникам. Это было связано с тем, что Богдан не считался сиротой, пока суд заочно не лишил его мать родительских прав.

    В школу Богдан пошел уже с новыми родителями и со старшей сестренкой Верой. Для него все они были родными.

    Мальчик не знает своих настоящих родителей, от них у него осталась только фамилия и "статус сироты" - он хоть и живет в приемной семье, но продолжает числиться ничьим.

    - Для нас его статус - спасение, - рассказывает приемный отец Александр Тульцев. - Мы хотим быть защищены от финансовой несостоятельности. Лишись мы работы, нам пришлось бы отдавать Богдана обратно в детский дом, потому что сейчас очень трудно прокормить большую семью. А так ежемесячно на Богдана мы получаем пособие в размере 3,5 тысячи рублей, еще около тысячи - на одежду. На эти деньги оплачиваем ему занятия в дополнительных кружках, куда он ходит после занятий в школе.

    - А еще сирота имеет право на бесплатное медицинское лечение, - добавляет уже мама. - Богдан уже побывал на курорте в Анапе. Когда подрастет, получит право бесплатно поступать в любой вуз страны без всякого конкурса. Это очень значительные льготы, лишись которых при усыновлении, мы бы компенсировать их уже не смогли.

    Семейная жизнь в теории и на практике

    В Хабаровском крае сегодня насчитывается около двух тысяч детей-сирот. Ежегодно в роддомах от детей отказываются 110-140 несостоявшихся матерей, а в региональном банке данных на усыновление числится три тысячи детей. Усыновляют из них всего около трехсот и то большей частью благодаря иностранцам (в прошлом году за границу увезли 242 ребенка). Остальные так и не дождутся родителей.

    К сожалению, нет такого закона, по которому родители несли бы ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. В законодательной базе последних лет, которая разграничила полномочия строго между органами власти, осталась без внимания даже работа соцзащиты.

    Сегодня согласно закону № 122 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Хабаровске образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Работают там всего пять человек. Это единственная служба, которая имеет право отстаивать права детей-сирот, заниматься профилактикой и вести работу с семьями, которые находятся в социально опасной ситуации. Есть одно полномочие: комиссия имеет право устраивать детей сирот в приемные семьи. На это отпускаются деньги. Участие комитета соцзащиты или комитета по социальным вопросам в этом деле сводится лишь к координации работы и оказанию методической помощи комиссии, и не более того.

    Благодаря программе "По­мощь детям-сиротам Рос­сии" в городе появились семь социальных гостиных, два реабилитационных центра, а социальные педагоги смогли пройти обучение в самых престижных центрах страны.

    По словам главного специалиста отдела по работе с детьми и молодежью комитета по социальным вопросам администрации Хабаровска Елены Грень, перед социальными работниками стоит главная задача - прервать ту циклическую зависимость, при которой из неблагополучной семьи выходит неблагополучный ребенок, который создает точно такую же неблагополучную семью.

    К примеру, в Южном округе создана общественная организация "Возрождение семьи", которая ориентирована не на детей, а на взрослых. Педагоги и социальные работники учат неблагополучных родителей становиться родителями благополучными. Сначала за дело берутся медики и юристы, кодируют их от алкогольной зависимости, помогают восстановить документы и устроиться на работу. Психологи и педагоги учат взрослых людей общаться и отдыхать вместе с детьми.

    По подсчетам экономистов, возвращение одного ребенка в семью позволяет сэкономить в городском бюджете около трехсот тысяч рублей, эта та сумма, которая тратится ежегодно на содержание одного ребенка в детском доме.

    - Опыт семейной жизни - самое важное, что могут получить дети-сироты, воспитываясь в полноценной семье, - говорит Елена Грень. - По статистике, сорок процентов выпускников детдомов становится наркоманами и алкоголиками, еще сорок процентов кончают жизнь самоубийством и только десяти процентам удается начать нормальную жизнь. Эти цифры говорят только об одном - воспитанники детских домов не приспособлены к жизни.

    Сейчас в практику входит такая форма профилактики сиротства, как воскресная семья, когда детей из детских домов приглашают в семьи в гости на выходные дни. Как правило, через полгода или год более семидесяти процентов таких детей усыновляют либо оформляют над ними опекунство. Так случилось и с Богданом, когда через год семья Тульцевых не смогла с ним расстаться даже на неделю.

    Поделиться