По мнению представителей Общественного совета (ОС) по контролю за реализацией ПНП при полпреде президента в УрФО, самые сложные отношения складываются в муниципальных образованиях УрФО, где не удается наладить взаимодействие между общественностью и управленцами. В основном - из-за неумения находить общий язык. Хотя есть и другие факты, когда общественники буквально понимают призыв контролировать деятельность властных структур и пытаются подменить надзорные органы, хотя задача общественного контроля - "наводить" органы власти на решение проблем, касающихся большинства населения, подсказывать верное направление действий. Впору организовывать семинары по "взаимопониманию", что предлагают сделать члены Экспертного совета по внутренней информационной политике при полпреде президента.
Впрочем, "языковые курсы" не помешают и во взаимоотношениях чиновников с журналистами. Ведь роль средств массовой информации в освещении работы органов власти (а также общественных институтов и бизнеса) над реализацией ПНП едва ли не самая важная. Именно журналисты доносят до зрителей, читателей и слушателей информацию о том, что происходит на фронтах реализации ПНП. Но, как показали результаты изучения общественного мнения, с одной стороны, населению не хватает целостной картины сути национальных приоритетов, с другой - непонятна "технология" нацпроектов: что, когда конкретно будет сделано и какая гражданину польза.
По мнению представителя одного из региональных министерств здравоохранения (эта мысль прозвучала в его выступлении на расширенном заседании Общественного совета при полпреде президента в УрФО), журналисты, дескать, не так и не то излагают, извращают и передергивают факты и вообще не разбираются в национальном проекте "Здоровье". Намерение медицинского чиновника вполне понятно: в случае провала ПНП в регионе он не прочь отрядить в виновные журналистов, которые неправильно-де освещали ход реализации нацпроекта по здравоохранению. Комментарии излишни.
Конечно, не все СМИ работают в аналитическом формате. Зачастую рассказ про ПНП - это просто новостийный сюжет, реже - проблемный репортаж, вовсе не претендующий на все детали и подробности. Но журналист в любом случае выполняет роль ретранслятора: он передает информацию, поступившую от чиновника, аудитории. Принцип простой: что сказали чиновники, то журналисты и передали зрителям и читателям. Кого-то из них это не устраивает, но такая информация вполне востребована.
СМИ готовы поведать о том, что им самим интересно, что привлекает аудиторию. Но вот только каких сил и затрат это стоит! Журналистам известно, сколь трудно добраться до нужного источника информации, чье мнение, комментарий, не говоря о более крупном формате, необходимо для полноценного материала. Напрямую с чиновниками, занятыми в реализации нацпроектов, общаться затруднительно, они боятся давать информацию, не желая "подставляться". А вдруг журналисты не то напишут и придется держат ответ перед начальством? Требуют официального запроса либо отсылают к пресс-службе. Но и здесь, за редким исключением, трудно добиться толку. Пресс-секретари дают общие сведения или "причесанную" информацию.
В качестве примера приведем сюжет из жизни Уральского представительства "Российской газеты". Делаем спецвыпуск о реализации ПНП в УрФО. Звоним в пресс-службу администрации города N-ска (непринципиально, какой город, результат в большинстве случаев будет таким же) с просьбой рассказать об опыте в жилищном строительстве, уточняем - о чем конкретно. Далее следует такая переписка по электронной почте.
Пресс-служба администрации: "Интервью сентябрьское, второй текст - сегодняшний" (во вложении - две справки).
РГ: "Нам нужен очень толковый текст, а не справка. Под толковостью понимается очень понятное подробное описание механизма такого строительства. Если у вас нет, сделаем сами, только откройте все кабинеты".
Пресс-служба: "Мы не можем обеспечить вам сейчас толковый текст. Можем добавить…" (приводятся еще две цифры).
РГ: "Мы даем вам возможность рассказать о своем опыте на всю страну. Хотите воспользоваться, просим ваш текст".
В ответ - тишина. Работникам администрации города N-ска, как говорится, по барабану, кто и о чем собирается рассказывать на всю страну. Вот где надо искать истинные причины отсутствия у населения целостной картины по ПНП и нехватки деталей относительно того, как конкретно нацпроекты могут изменить жизнь населения к лучшему, какие механизмы при этом работают. Такая ситуация провоцирует журналистов либо додумывать факты, либо пользоваться случайными источниками информации, либо вовсе отставить тему в сторону.
Между тем громких информационных поводов - только выбирай. Все ли, например, знают, что в соответствии с проектом "Здоровье" стали бесплатными некоторые лекарства, но больные по привычке запасают их впрок, и возможно, это одна из причин нехватки и перебоев с поставками отдельных видов медикаментов в регионах. Или такой факт: средняя зарплата в округе такова, что люди не могут позволить себе купить эффективные лекарства. В больницах УрФО недофинансирование по медикаментам составляет 40 процентов, в связи с чем пациенты вынуждены покупать лекарства за свои деньги, а жизнь пожилых людей и вовсе находится под угрозой, потому что они не в состоянии купить то, что прописал врач. Обязательная массовая диспансеризация населения только началась, а уже надо бить тревогу: менее трети работающего населения в УрФО можно считать здоровым. Если идти по "следу" проблемы, то выяснится, что в регионах до выпускного класса школы здоровыми доходит от 30 до 45 процентов учеников. При этом на здоровье детей во многом влияют экологические условия. Тогда какой смысл в летнем оздоровлении детей, если это, по сути, временное их изъятие из той среды, где они живут? Может быть, лучше бросить силы и средства на поправку экологического здоровья?
Вряд ли журналистам неинтересно осветить эти общественно значимые темы. Но такие сведения идут не напрямую - через СМИ к населению, а окольным путем - через полпредство. Нужные темы и факты удается выловить лишь на совещаниях в полпредстве, где скрывать правду - себе дороже.
Помнится, президент страны, знакомясь с членами Общественной палаты РФ, предупредил их, дескать, с распростертыми объятиями вас нигде не ждут, чиновники будут препятствовать вашему вмешательству в их деятельность. Сегодня общественники признают: догадывались, что не ждут, но чтобы вот так не ждали… Что-то похожее по отношению к себе испытывают и журналисты. Однако ни им без чиновников, ни чиновникам без СМИ не обойтись. У каждого в работе над ПНП своя роль. Вопрос в том, как согласованно сыграть эти роли, чтобы выиграли все: государство (чиновники), общество (СМИ) и обычные жители страны, ради которых собственно все и затеяно, но которым пока непонятны "секреты" приоритетных национальных проектов.