Наши корреспонденты встретились с четырьмя молодыми людьми, получившими весомые гранты от тридцати до шестидесяти тысяч рублей. С четырьмя – из десятков таких же, как они, талантливых ровесников. Тех, кому предстоит уже в недалеком будущем стать элитой российского общества – в самом лучшем смысле этого слова.
Ди Каприо должен утонуть
Когда ребенок одевается самостоятельно, а пуговицы застегивать еще не умеет, то какому возрасту он соответствует в своем развитии? Этим вопросом будущий президентский стипендиат, студент факультета информационных технологий Тамбовского государственного технического университета Дмитрий Бабанин задался, когда разрабатывал программу для комплекса «Здоровый ребенок».
А темой увлекся случайно. В 18 лет Дмитрий прошел специальную подготовку и до сих пор состоит в спасательном корпусе. «После прохождения подготовки, - рассказывает он, - мы приступили к дежурствам в городской службе спасения. Принимали вызовы, выезжали на места происшествий. Однажды спасали руку ребенка. Рука застряла между дверью и диваном, причем в комнату невозможно было войти. Мы проникли в нее через окно, спустившись с крыши, и освободили мальчика...»
Тот факт и повлиял на судьбу Дмитрия, который в 2006 году подключился к решению задач национального проекта в области здравоохранения – стал участвовать в создании комплекса «Здоровый ребенок». Программа разрабатывалась для того, чтобы сократить для участковых педиатров время на выполнение рутинных операций, поиск информации в толстых справочниках, а уделять больше времени общению с ребенком и родителями. В его основе – отечественное оборудование и программное обеспечение, разработанное Дмитрием. В России аналогов комплекса нет.
Программа снабжена простым интерфейсом, что позволяет педиатру без затруднений работать с данными по каждому ребенку, получать предварительное заключение о развитии ребенка, о степени риска при развитии заболеваний и возможных профилактических действях. «Здоровый ребенок» позволяет точно измерять рост и вес детей, качественно вести документацию, проводить телемедицинские консультации со специалистами других клиник по сети Интернет. И уже в 2007 году тамбовские педиатры получат новое качественное оборудование.
- В процессе работы мы тесно общались с врачами, - заметил Дмитрий, - их искренний интерес к нашей работе воодушевлял. А программированием я начал заниматься еще в 6 классе гимназии в кружке по информатике. А когда у меня появился свой компьютер, занялся программированием всерьез. Тогда был популярен фильм «Титаник», по его мотивам я и придумал игру. «Титаник» двигался прямо на айсберг, на корабле находились лишь главные герои фильма. С помощью шлюпки нужно было ловить прыгающую с кормы героиню. При этом Ди Каприо ловить было нельзя, он должен был утонуть. Никогда он мне не нравился…
В университете Дмитрию Бабанину первый успех принес проект «Система диагностики дизельных двигателей». В итоге на Всероссийском открытом конкурсе «Обучение молодежи новым технологиям» авторы проекта для его реализации получили грант в размере 5 тысяч долларов.
На третьем курсе Дмитрий участвовал в конкурсе на лучший проект среди студентов российских вузов по оснащению техническими средствами крупной корпорации. За три месяца он разработал собственный проект, поставил задачу и предложил ее решение. Разработка Дмитрия Бабанина позволила корпорации найти новые пути применения своей продукции. А университет получил от благодарной компании дорогостоящее оборудование, позволяющее максимально приблизить обучение будущих специалистов к реальным потребностям производства. Сам же Дмитрий получил премию, бесценный опыт, соответствующий высоким профессиональным требованиям, а также возможность трудоустройства после окончания университета. В этом году Дмитрий закончил разработку проекта программного обеспечения для гальванических линий, которые используются на тамбовских и пензенских предприятиях. Над проектом он работал два года.
А на президентский грант Дмитрий приобрел новенький ноутбук:
- Для меня это жизненно необходимый инструмент. Хожу с ним в поликлинику, где совершенствую программу для комплекса «Здоровый ребенок»…
Свидетельство о свете
В 2006 году на Белгородчине, как сообщили в областном управлении образования, гранты в рамках национального проекта «Образование» получили 111 учителей, 33 школы и 56 школьников. Это жители разных уголков области. Все они - победители и призеры различных всероссийских, региональных предметных и творческих конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Размер государственной поддержки - 30 тысяч (48 человек) и 60 тысяч ((8 человек). Одна из них – Евгения Грищенко, выпускница белгородской гимназии №3. Свой президентский грант она получила за победу на Всероссийском конкурсе «Моя малая Родина» в номинации «История родного края». Этот конкурс проходил в Москве с 24 по 28 апреля, и там Женя представила свою исследовательскую работу «Свидетель света», посвященную известному белгородскому художнику Станиславу Косенкову.
- Меня вообще очень интересуют люди, их судьбы, - говорит Евгения. - Здесь у меня была возможность изучить архив мастера, его дневники, я встречалась с его родственниками, это было важно для исследования.
Сейчас девушка - студентка первого курса факультета журналистики БелГУ. Женя занималась на подготовительных курсах, удачно прошла собеседование, сдала вступительные экзамены. По ее словам, она всегда мечтала об этой профессии, прежде всего потому, что с ней связан ее папа, и она с раннего детства вращалась в пишущей среде. В будущем себя видит журналистом-международником. А сейчас ее крайне волнуют и интересуют социальные темы и биографии людей.
- Грант в 60 тысяч рублей пришел мне буквально неделю назад, - сказала Женя Грищенко. - Сейчас он у меня на счете, как конкретно буду тратить, пока не знаю, но знаю точно, что он - хорошая подмога.
Кстати, гимназия, в которой училась Евгения, в числе пяти белгородских школ также получила президентский грант в один миллион рублей. Как рассказала корреспонденту «РГ» ее директор Галина Заморозова, часть средств они уже потратили на приобретение компьютерного оборудования, на спортзал, на музыкальное оборудование и на новые доски.
С языками в ладах
Когда учителя говорят о Наташе Беляковой, обязательно улыбнутся. Такой уж она человек - светлый, искренний, добрый. Наверное, не случайно мечтает будущим летом поступать в московский Российский университет дружбы народов, который в советские времена был более известен как институт имени Патриса Лумумбы. Там и сегодня учатся студенты из многих стран мира. И Наташе хочется с ними дружить. «Чтобы расширить кругозор, научиться другим языкам», - сказала она. Кроме родного русского, девушка прилично знает английский - кроме учебной программы, десятый год изучает его два раза в неделю в одной из воронежских школ иностранных языков. Но этого ей мало - решила обязательно освоить испанский и французский. Но чуть позже, когда станет студенткой. Этот год выпускной, и все основное время уходит на подготовку к урокам. Хотя успевает на удивление много. Берет уроки игры на гитаре, прекрасно танцует. Есть круг друзей, еще с музыкальной школы, с которыми интересно общаться. Ребята на год-другой постарше, уже студенты, но всех роднит любознательность и книги.
В трехлетнем возрасте Наташа удивила всю родню - сама научилась складывать буквы в слоги и прочла все короткие заголовки из листов наглядной агитации, развешенных на стенах в бабушкином кабинете. А тексты, заметьте, в основном технические - про железную дорогу. А после начала читать все подряд, и дедушка, руководивший образованием внучки, чуть ли не в первом классе дал ей «Таинственный остров» Жюля Верна. Для читающей семьи раннее развитие девочки было естественным делом.
После победы на Всероссийской Олимпиаде по русскому языку (Наташа получила диплом призера, третье место и грант в 30 тысяч рублей), появилась возможность быть зачисленной в любой вуз страны. Но будет ли действовать льгота на будущее лето, пока не ясно. Во всяком случае, Наталья снова намерена пройти все туры олимпиады - от районной до республиканской. В основном из интереса. Повезти должно, да и не в везении, по большому счету, дело, а в характере и способностях девушки. В гимназии № 9, где она учится, в будущих победах не сомневаются - как никак, круглая отличница и по знаниям «тянет» на золотую медаль.
А грант в 30 тысяч рублей решила пока не тратить. Все пойдет на образование.
Слава Славе не мешает
Первокурсник Липецкого педуниверситета Вячеслав Тигров - признанный изобретатель, на его счету - пять патентов. Нынешней осенью на конкурсе «Идеи для России» семнадцатилетний липчанин будет представлять сельскохозяйственный агрегат - сортировщик картофеля, в разработке которого он принял участие.
Техническое творчество в жизнь Вячеслава Тигрова ворвалось, когда ему было пять лет. Именно тогда папа, Вячеслав Петрович, поставил в его комнате настоящий верстак. Мама, Нина Ивановна, пыталась возразить, не опасны ли для ребенка игры с пилой и рубанком, но как учительница младших классов, согласилась - таланты надо развивать вовремя. И пошло и поехало - только стружки летели. Уже во втором классе Слава с увлечением занимался в авиамодельном кружке. Своими руками из реек и бумаги мастерил планеры, резиномоторные самолеты, воздушных змеев, которые под восторженные крики зрителей совершали головокружительные полеты над школьным стадионом.
В восьмом классе Вячеслав уже всерьез принялся учиться изобретательству под руководством отца в творческой лаборатории при Липецком педуниверситете. Результаты не заставили себя ждать. В девятом классе Тигров-младший побеждает на областной олимпиаде по технологии и едет в Курск на Всероссийскую олимпиаду с установкой по проверке ткани на плотность. Ее он смастерил из трубы, вентилятора и индикатора. В следующем, 2005-м году, Вячеслав на Всероссийской олимпиаде в Тамбове удостаивается номинации за свое первое запатентованное изобретение - головоломку-конструктор. Сейчас с ее экспериментальным экземпляром увлеченно играет 4-летняя племянница - из картонных треугольничков, соединенных между собой капроном, составляет забавные фигурки разных зверюшек.
А в нынешнем году Вячеслав Вячеславович завоевал первое место на Всероссийской олимпиаде по технологии с творческим проектом "Я - изобретатель". И был награжден президентским грантом. К большой радости своих одноклассников, которые опасались, что их товарищ не сможет победить в таком серьезном конкурсе, где обычно "все уже заранее поделено". Слава в доказательство обратного принес в класс золотую медаль победителя.
Летом юный изобретатель окончил родную 46-ю школу и поступил в Липецкий педуниверситет на факультет технологии и предпринимательства. Теперь Вячеслав вместе с отцом, заведующим кафедрой этого же факультета ЛГПУ, ведет занятия со школьниками и студентами в творческом объединении "Рационализатор и изобретатель" при липецком лицее № 44. Недавно Слава оформил еще один патент - на солнечно-магнитный насос. Его модель работает под воздействием солнечных лучей и способна качать за сутки до 70 литров воды. Такой агрегат, считает Тигров-младший, может пригодиться там, где есть колодец, но нет электричества, скажем, на загородной даче, если вдруг с ведущей к ней линии охотники за цветным металлом сняли провода (так оно однажды и случилось). Или в жарких африканских странах, представители которых, действительно, уже знают об этом изобретении.
А нынешней осенью Вячеслав будет представлять в Москве на конкурсе телеканала ТВЦ "Идеи для России" сортировщик картофеля, в разработке которого участвовал. Деньги, полученные в качестве президентского гранта, пригодятся юному конструктору для работы над новыми изобретениями и последующего оформления патентов. Сейчас Слава вместе со своим отцом, который является одновременно и бессменным научным руководителем, трудится над конструкцией новых игрушек и установок, работающих на солнечной энергии.