Суд признал педагога виновной в жестоком обращении с детьми, но освободил ее от уголовной ответственности за истечением срока давности преступления. После двух школьных инцидентов, ставших предметом судебного разбирательства, прошло более двух лет.
Как выяснилось, в "методический арсенал" Ларисы Гаусс нередко входили побои и оскорбления учеников вторых классов. Жестокого обращения сумели избежать дети, чьи родители платили учительнице за дополнительные уроки. Во время плановых занятий режим в классе напоминал тюремный: нельзя было пошевелиться или попроситься в туалет. Каждый ученик должен был находиться за партой зачастую и после звонка на перемену. Ослушавшихся Лариса Гаусс запросто могла ударить по рукам или оттаскать за волосы.
В октябре 2004 года педагог решила наказать своего подопечного Никиту Воробьева (ему сегодня 9 лет - авт.). Он играл с мальчиками в раздевалке и нечаянно уронил одежду одноклассников. Узнав об этом, учительница схватила ученика за ухо, затащила в свой кабинет, где сделала запись в дневнике о его ужасном поведении. На следующий день ухо распухло, и мальчик наотрез отказался идти в гимназию. Примерно через месяц на уроке труда произошел другой инцидент. Лариса Гаусс оскорбила перед всем классом Аню Грошеву и сильно ударила ее за то, что та не смогла выполнить задание. После этого девочке потребовалась помощь психиатра.
Родители Никиты Воробьева и Ани Грошевой не пожелали мириться с тем, что их дети возвращались с уроков в подавленном настроении. Они подали в суд на учительницу. Процесс тянулся два года. Наконец жестокого педагога осудили. Хотя Лариса Гаусс и не понесла уголовной ответственности, суд обязал ее выплатить моральный ущерб в размере 2000 рублей родителям Никиты и 500 рублей - Ани.
В гимназии №82 в комментарии по поводу вынесенного приговора корреспонденту "РГ" категорически отказали. Тем не менее нам удалось выяснить, что Лариса Гаусс как ни в чем не бывало продолжает работать в гимназии.
Вячеслав Михайлов, заведующий патопсихофизиологической лабораторией Республиканской психиатрической больницы:
- Личности, склонные к жестокости, не имеют права работать в школе, особенно в начальных кассах. Но я думаю, что описанный случай - не единственный. К сожалению, существующие циркуляры министерства образования не предусматривают профессиональный отсев школьных педагогов, имеющих психические отклонения или скрытую агрессию. Кадровые службы не всегда уделяют должное внимание этому очень важному вопросу. В советское время существовали специальные службы профориентации и адаптации. Сейчас их заменили психологи в службе занятости.
Но есть и другая сторона медали. Напряженные специфические условия труда, большое количество учеников в классе, возможно, не отличающихся примерным поведением, низкая зарплата приводят внутренний мир педагога к профессиональной деформации, считает психолог. Начинают проявляться пиковые черты характера. Сам учитель, по понятным причинам, вряд ли обратится к психологу или психиатру. А отправить человека на медицинское обследование против его воли можно только по решению суда.