Как известно, столица - это визитная карточка государства, и происходящие в ней процессы или, вернее будет сказать, их трактовка оказывают влияние на другие регионы страны. Поэтому московская власть всегда относилась с повышенным вниманием к вопросам сохранения межнационального мира и согласия.
В наше время "национальный вопрос" в Российской Федерации во многом тесно связан с миграционными процессами. Это справедливо и для Москвы, которая ввиду своей экономической привлекательности принимает у себя значительное число людей, различных по гражданской принадлежности, социальному, этническому и конфессиональному составу.
Сейчас мотивация приезда в наш город - отнюдь не получение престижного образования или желание выйти за рамки своей республики с целью приобщения к русской, а через нее и к мировой культуре. К сожалению, эта мотивация в наше время связана, в большинстве случаев, с желанием выжить, прокормить себя и семью, оставшуюся на "родине", причем очень часто любыми средствами.
Сегодня мы являемся свидетелями парадоксальной на первый взгляд ситуации. По логике вещей образование независимого национального государства, особенно если это обусловлено волей народа, должно повлечь за собой увеличение его численности. В реальности же чуть не впервые в истории обретение независимости провоцирует отток этого населения, причем в том направлении, от которого эта независимость обреталась.
У меня в связи с этим встает вопрос, для чего нужно было обретать такую "независимость", от которой потом приходится бежать? Это во многом дает ответ на различные дискуссии, связанные с "фундаментальной ролью этнического фактора в определении потребностей личности".
Сегодня Москва, можно сказать, находится в двойной ипостаси. С одной стороны, для многих людей это столица бывшего СССР, в развитие которой внесли существенный вклад представители разных народов, с другой - это столица независимого государства, основной функцией которого является забота о своих гражданах.
Регулирование миграции не должно сопровождаться созданием этнически замкнутых поселений
Миграционные потоки в Россию из ближнего зарубежья самими мигрантами субъективно воспринимаются как внутренние перемещения граждан одной страны внутри ее пространства. Мало кто из них ощущает себя иностранцем. Им памятно участие их дедов в боях за Москву, их фамилии - на обелисках над братскими могилами; в их историческом багаже имена общих маршалов, генеральных конструкторов, космонавтов, артистов, спортсменов; и не их вина, что нужда заставляет искать средства для себя и семьи теперь уже в другом государстве.
Для принимающего сообщества сегодня сама постановка вопроса о миграции переносится в область межнациональных отношений, при этом имея четкий конфликтный контекст. Этот вопрос в совокупности с ростом диаспор и замкнутых этнических общин широко обсуждается в самых разных слоях российского общества. На обывательском уровне никого не интересует: "легальные - нелегальные" или "российские - зарубежные", а говорят о кавказцах в принципе. Хотя разница между ними весьма существенна. Беспокоит и то, что разного рода негативные обобщения и стереотипы переносятся и на коренных или укорененных москвичей соответствующих национальностей, даже затрагивают целые антропологические категории.
В нашем российском обществе подчас сложные социальные процессы предстают в черно-белом свете. К примеру, ведутся дискуссии о том, нужна или не нужна миграция, многонациональность - благо или проблема и т.п. Отсюда и желание простых решений: "поднять рождаемость русских, тогда обойдемся без иммигрантов", "повысить зарплату, и не будет нужды в "гастарбайтерах". Но уверен, что никто из тех граждан, что нанимают себе работников, не будут платить "нашим" больше, если есть те, кому можно платить меньше. Никто не будет поднимать рождаемость только за высокие материальные пособия. Дети и материнство - это ценности, которые не определяются деньгами. Неужели полтора миллиарда китайцев - это результат стимулирования рождаемости деньгами?
Миграционные процессы и многонациональность - это данность, и никакие выкладки, подтверждающие или опровергающие необходимость приема мигрантов, или теледебаты по этой теме не дадут ответа на вопрос о том, как адекватно эту данность воспринимать и что делать для того, чтобы изменения не отразились на состоянии социальной стабильности в обществе.
Очевидно только одно, что для поддержания баланса необходимо органичное сочетание и взаимодополнение миграционной, демографической политики и деятельности в области межнациональных отношений. Иными словами либеральной миграционной политике должна сопутствовать консервативная или интеграционная национальная. В противном случае возникнет реальная угроза сложившейся культурной целостности общества, что повлечет за собой серьезные проблемы.
Регулирование миграции, в том числе внутренней, ни в коем случае не должно сопровождаться созданием этнически замкнутых поселений, как это зачастую происходит в центральных областях России и как это уже показал опыт стран Западной Европы. Должна проводиться строго регламентированная политика, которая представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений, преследующая не только экономические, но и демографические цели.
Признавая важность решения вопросов демографии для страны, в то же время требуется учет и оптимизация обстоятельств, которые в одном случае приводят к приросту не просто статистических рабочих рук, а именно сообщества, поддерживающего сложившуюся социально-культурную среду, а в другом - к росту чуждых принимающему населению, но привычных для мигрантов норм поведения, связанных с их традиционными установками. Это актуально не только для России, но даже в большей степени для нашего города.
Вопросы национальной и миграционной политики очень сложно описывать, не прибегая к устоявшейся в обществе системе понятий, которая, в свою очередь, определяет сам способ постановки проблем. Но это не всегда предполагает их адекватное решение.
Так, многие рассматривают московское общество как сумму национальных диаспор, которые выступают как субъекты общественных отношений. В таком контексте люди предстают не просто как горожане, а как различающиеся между собой, прежде всего, представители национальных групп. Возможно, это результат перенесения государственного устройства страны на Москву, потому что другого понимания многонационального общества никто не развивал.
Категорически неприемлема и опасна такая трактовка, согласно которой Москва предстает в виде конгломерата народов или диаспор с ядром в виде самой крупной нации. Подобный взгляд поддерживает существование антитезы "большинство - меньшинство" и не соответствует моральному и юридическому статусу столицы многонациональной страны. В Москве проживают не этносы, а москвичи различных национальностей. У нас нет особых национальных категорий, чей традиционный уклад хозяйствования мы должны тщательно оберегать, нет привилегий по национальному признаку. И такое представление мы стараемся развивать, так как оно во многом и есть решение многих проблем. Конечно же, не стоит и никогда не стояло такой задачи, как лишить человека его национального самосознания. В этом, думаю, никто не упрекнет московскую власть. Но акцентировать принципиальную совместимость и взаимодополняемость национального, регионального и гражданского самосознания очень важно. Можно сказать, что такое определение как "москвич" и есть продукт органичного сочетания этих понятий.
Признавая важность официальной риторики, в то же время считаю, что существует проблема, суть которой в несовпадении декларируемых ценностей с реальными ценностными установками, распространенными в обществе, которые формируются разными аспектами информационной среды.
На протяжении нескольких лет существует проблема экстремизма. Никто ее отрицать не собирается, но и раздувать ее до устрашающих пределов недопустимо. С другой стороны, не менее опасна и имитация стабильности.
Эта проблема присуща не только нашему обществу. Националистические партии и организации, действующие постоянно на грани нарушения закона и норм общественной морали, имеются почти во всех странах, где есть минимальная свобода общественных организаций. У нас они появились с утверждением основ демократического правления, и это, можно сказать, в какой-то мере тоже побочный эффект демократии.
Идущий с начала 90-х годов импульс национально-возрожденческих тенденций сегодня нашел свое выражение и в русских патриотических движениях. Важно отметить, что национальное возрождение направлено, в первую очередь, на поиск и утверждение идентичности, что предполагает развитие морально-нравственной базы, традиций, культуры, исторической памяти и т.д. Однако деятельность некоторых из этих движений часто направлена не столько на развитие исконных ценностей, сколько на противостояние и неприязнь к представителям иных национальностей. Можно сказать, что в них сильны не столько националистические, сколько ксенофобские настроения.
Принято считать, что основным мотивом роста этих организаций является социальное расслоение и имущественная поляризация населения. Вместе с тем немаловажными являются и другие причины, находящиеся в области коллективных и личностных представлений.
В результате проведенных по заказу правительства Москвы исследований среди москвичей было выявлено, что при ориентации на негативный образ своего народа национальное самосознание приобретает негативистский характер. Получивший распространение с начала перестройки такой, искусственно кем-то навязанный негативный образ русских как людей наивных, кем-то спаиваемых, вытесняемых со своих исконных и богатых ресурсами территорий, из успешных сфер экономики, является основой практически всех экстремистских идеологий. И здесь должна вестись серьезная, в первую очередь публицистическая работа по размыванию такого образа.
Становится очевидным, что многие проблемы в значительной мере определяются ценностными установками, которые во многом формируются средствами массовой информации. Зачастую провоцирует развитие проблемы не само событие, а именно его трактовка. Есть все основания утверждать, что многие проблемы следует искать в существующей информационной среде, под которой следует понимать не только традиционные СМИ, но атмосферу в целом, включая слухи, городской фольклор и так далее.
Ясно, что СМИ живут событиями, проблемами, общественными интересами. Независимая пресса в условиях рынка может существовать только тогда, когда есть потребительский спрос. Журналисты так же, как и те, кто вкладывает деньги в массмедиа, вынуждены производить и продавать ту интеллектуальную продукцию, которая будет интересна и которую готовы оплачивать потенциальные потребители. Однако эту проблему нельзя рассматривать однобоко. Очень часто, когда размышляют над тем, как предотвратить эскалацию экстремизма, в числе первых рекомендаций предлагают простейшее решение: запретить прессе обращать внимание на экстремистские высказывания. Но, на мой взгляд, проблема не столько в том, что пресса обращает внимание на экстремистские выходки, сколько в отсутствии последующей правовой и политической реакции государства на отмеченные факты, а также в пассивном отношении общественности к различным проявлениям экстремизма. Поэтому сегодня перед обществом стоит необходимость поднятия именно моральной планки в вопросе ксенофобии.
В России сейчас более 10 миллионов семей с супругами разных национальностей
Особое внимание важно уделять молодежи, которой в недалеком будущем предстоит определять судьбу нашей страны. Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Сформировавшиеся в ходе развития молодого поколения стереотипы, предпочтения, ценностные ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей жизни, отражаясь и на воспитании последующих поколений. То, что сейчас закладывается в их сознание, - это, можно сказать, ориентации взрослых людей первой половины нашего века.
Для такой многонациональной страны, как Россия, крайне важно, чтобы дети воспитывались в духе интернационализма, уважения к людям независимо от национальности и вероисповедания, цвета кожи и других различий. Это весьма важно, без этого нет будущего, без этого не может существовать общество.
Необходимо всеми возможными мерами внедрить в сознание наших детей мысль о пагубности и бесчеловечности притязаний на исключительность национального происхождения, на землю, воздух и иные дары природы. Надо, чтобы они твердо уяснили: генетической наукой установлено, что ни один из народов Земли не сохранил набор генов дальних предков. Интеграционные процессы, войны и вторжения, угон в плен и оккупации, работорговля, перекочевки населения перемешали человеческий род настолько, что сегодня немыслимо говорить о чистоте крови. В России в настоящее время более 10 миллионов семей с супругами разных национальностей.
Конечно же, важно осознавать, что в любое время в той или иной степени у части молодежи всегда была потребность в своего рода контркультуре. Может быть, это одна из характеристик психологии подростка. Другое дело - ее направленность, которая зависит от многих факторов, присущих конкретному месту и времени.
Поэтому в области работы с молодежью нужны формы, доступные и приемлемые их восприятию. Сейчас никто из них не воспримет лозунг об интернационализме и патриотизме, если он будет выражен в виде выдержки из выступления какого бы то ни было политического деятеля, представляющего государственную власть. Нужны иные механизмы, которые задействуют различные области, включая молодежную культуру, различные формы образования, спорт и другое. Возможно, пригодится и опыт других стран. К примеру, возьмите любой американский боевик. Там интернациональная группа полицейских борется с интернациональной бандой преступников. И нигде вы не найдете лозунгов о дружбе рас и народов. Это внедряется как данность, как объективная реальность. У нас же обязательно образ героя нашего времени, причем сомнительный образ, борется с нерусскими. А потом эти же нерусские оказываются соседями, друзьями, коллегами по работе. Может быть, это утрировано, но суть явления отражает.
В нынешних условиях наибольшую роль в противодействии экстремизму должны играть меры просветительского характера. Данная работа требует проведения целенаправленной и комплексной пропагандистской кампании по духовно-нравственному воспитанию граждан в духе гуманизма, межнациональной солидарности, патриотизма и согражданства, включая также и контрпропаганду, обличающую несостоятельность и вред идеологий шовинизма и национализма.
По своей сути механизмы борьбы с идеологией экстремизма такие же, что и его эскалации. Поскольку идеи экстремизма формируются где-то на среднем уровне, то так же должна формироваться и противостоящая ей идеология. Ее основными проводниками может быть только интеллектуальная элита. И это уже подтверждено историей.
В странах Европы в сломе негативных установок массового сознания сыграли лидеры общественного мнения и, разумеется, стоявшие за ними медиамагнаты. Именно эти люди, осознав угрозу политической стабильности в государстве и всего, что за этим последует, объявили настоящую информационную войну. К негативной оценке национализма и шовинизма были подключены лидеры общественного мнения: наиболее популярные ведущие телевизионных программ, известные эксперты и религиозные проповедники. Этот опыт в полной мере возможно применить и у нас.
Московская власть со своей стороны ведет целенаправленную и системную работу, но ее возможности охватывают только Москву. Но нужен комплексный подход на федеральном уровне. Сегодня, как никогда, важно поднять доверие к основным институтам общества - государственным, управленческим структурам, ввести в информационную сферу их позитивные образцы. Формировать авторитетные моральные, культурные или социальные инстанции, которые могли бы блокировать негативные социальные настроения, успокоить людей, указать позитивные цели, объекты самоутверждения, достижения успеха, ориентировать на признание и уважение многообразия норм жизни.
От настоящего зависит, в какую сторону повернется наше будущее, каковы будут отношения между людьми в нашем обществе, будут они мирными или враждебными, сохраним ли мы мир и согласие в своей стране, будем ли мы единым народом или статистической совокупностью индивидов. Надеюсь, что, объединив наши усилия, сумеем добиться устойчивого процветания нашей уникальной Родины и ее столицы.