Находясь порой в безысходной ситуации, не зная, как заставить местную власть исполнить закон, граждане отчаянно пытаются найти правду разными способами. Один из них - написать письмо в правительство. А еще лучше - лично премьер-министру Михаилу Фрадкову. А вдруг он решит вопрос, вдруг именно он сможет обуздать нерадивых чиновников, заставить ответственных исполнять закон. Но проходит время, и жалующийся понимает, что одним движением руки проблему не решить.
В правительство россияне обращаются по любому поводу - от протечек в квартире до глобальных проблем. Впрочем, отказать кому бы то ни было в рассмотрении просьбы отдел по работе с обращениями граждан аппарата правительства не может. В отличие от других чиновников тем, кто занимается приемом недовольных россиян, в понимании не откажешь. Работницы этого отдела иногда, читая письма, плачут и переживают вместе с автором. По долгу службы им приходится выслушивать и разбираться во всех проблемах, с которыми приходят в приемную правительства наши сограждане.
Пока же шла работа над новым законом, миллионы заявлений граждан ложились на столы начальников органов местного самоуправления и должностных лиц.
"Даже если должностное лицо получило обращение не по компетенции, оно не должно быть предано забвению, а если по компетенции, - то не рассматриваться годами, - замечает начальник отдела по работе с обращениями граждан аппарата правительства Владимир Попов. - Должно быть предоставлено право на получение ответа в установленные сроки. Вот почему был необходим федеральный закон, который определял бы порядок и сроки обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам".
Документ четко прописывает права граждан на защиту собственных интересов. Кроме того, прописывается и компетентность, чтобы жалующийся не обижался, если на его письмо Фрадкову ответ пришел от губернатора. То есть ремонтом подъезда, дома, протекающим водопроводом, падающей крышей заниматься будет местная власть. Для этого закон и выстраивает вертикаль обращений - от местной власти, федерального агентства к министру. А уж в случае, если из всех органов получено отрицательное заключение, обращайтесь в суд.
Тем не менее любое письменное обращение, поступившее в правительство, обязательно регистрируется в течение трех дней. Если в письме содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию правительства, в течение семи дней со дня регистрации оно направляется в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Одновременно с этим в адрес жалующегося направляется уведомление о переадресации его обращения.
Жалоба не передается на рассмотрение в тот орган, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.
Однако многим новый закон может показаться слишком жестким. По многим причинам. В том числе и потому, что в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему письмо с разъяснением порядка обжалования судебного решения.
Работники отдела по работе с обращениями граждан аппарата правительства получают разные письма. В том числе и такие, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. По новому документу, такие обращения они вправе оставить без ответа и сообщить отправителю о недопустимости злоупотребления правом. Так что, обращаясь в правительство, надо держать себя в руках.
Опять же, если в письме содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы, но при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, в аппарате правительства вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки. В Белом доме много подобных писем. Но одно из них побило все рекорды. С 1998 по 2005 год в аппарат правительства, администрацию президента, в Российскую академию наук пришло 58 обращений от одного и того же гражданина. Суть его письма в том, что автору кажется, что существует "разум Вселенной, который контролирует ход нашего земного развития". Кроме того, он считает, что "инопланетяне построили на Луне станцию и персонал на эту станцию набирается из числа жителей Земли". Единственное, чего не знает и о чем хочет узнать заявитель, так это о том, "как организуется жизнь, быт и досуг обслуги из землян и где их хоронят". Автору неоднократно отвечали академики, специалисты-астрономы, был он и на приеме в РАН, где ему объяснили, "что современная наука не располагает никакими данными о существовании жизни вне Земли и полностью исключает постройки инопланетян на Луне, а тем более незаконную миграцию людей на Луну". В итоге РАН обратилась в аппарат правительства с просьбой не направлять больше в их адрес подобные обращения. Но нарушить закон в правительстве не могли. Теперь же переписка может быть прервана на законных основаниях.
Немало поступает в правительство жалоб, в которых приводятся конкретные факты коррупции, злоупотребления служебным положением должностных лиц, нарушения законов и прав граждан. Такие обращения проверяются и ставятся на особый контроль. "Только по одной жалобе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю было возбуждено 168 дел об административных правонарушениях, из них по 85 делам нарушители заплатили 265 тысяч рублей штрафа". Всего же за 2005 год по результатам проверок обращений было привлечено к ответственности 4413 чиновников.
За октябрь в аппарат правительства поступило 3060 писем, через интернет-сайт - 339. В два раза больше россияне стали жаловаться на неготовность жилищного фонда к зиме и рост оплаты за коммунальные услуги. Среди наиболее острых тем месяца вопросы обманутых соинвесторов строительства жилья, монетизация льгот и лекарственное обеспечение.
В правительство не только пишут письма, но и приходят на прием к министрам. Абсолютный рекорд был поставлен одним из бывших вице-премьеров, который за один день принял 50 человек. Перебить этот рекорд пока не удалось никому. Однако попасть на прием к министру не так-то легко. Для этого должны быть веские аргументы. Но уже не так далеки они от народа. Коэффициент полезного действия после обращения непосредственно к министру порядка 70 процентов. Так что жалуйтесь - и вас услышат.