По данным ведомства, в этом году произошло 162 аварии и 285 смертельных случаев. "Это всего на 12-15 случаев меньше, чем в прошлом", - воскликнул Пуликовский, добавив, что отныне за смерть каждого человека на таких объектах персонально ответят те, кто не уследил за поднадзорными объектами. "Эти люди будут наказываться или увольняться за профнепригодность", - сообщил Пуликовский.
По данным специалистов, расследование аварии на Дарсунском руднике, когда погибли 25 человек, вскрыло количество нарушений правил безопасности горных работ, которые существовали в течение нескольких лет. При этом не требовалось практически никаких материальных и финансовых средств. Только выполнение своих профессиональных обязанностей госинспектором, закрепленным за рудником. Но тот бездействовал.
По данным Ростехнадзора, большинство аварий сегодня происходит в нефтегазовой и горнодобывающих отраслях. К примеру, причины участившихся в этом году происшествий на магистральных газовых и нефтяных трубопроводах, по словам Пуликовского, связаны с тем, что они находятся "в ужасающем состоянии". Кроме того, постоянно нарушается соблюдение минимальных расстояний возле трубопроводов. Виновниками же чаще всего становятся граждане, которые в нарушение всяких запретов "возводят" дачные дома и разводят огороды вблизи опасных объектов. Местные же власти, особенно в Самарской, Московской, Ростовской, Тульской, Калужской, Владимирской областях смотрят на это сквозь пальцы.
Отдельной темой обсуждения на коллегии стали и кражи нефтепродуктов из магистральных трубопроводов. Тревогу чиновников вызывают так называемые криминальные частные "врезки" к нефтепроводом. Таких "врезок", которые привели к 15 заметным экологическим авариям, сегодня много в Южном, Приволжском федеральных округах и Московской области. Проблема, считают специалисты Ростехнадзора, решаема. Во-первых, сами нефтяные компании не используют современные технические возможности по обнаружению постороннего вмешательства. Хотя уже через 20 минут с точностью до 500 м на участке в 100 км можно обнаружить нарушение. Во-вторых, кражи растут от того, что сегодняшнее уголовное законодательство не адекватно высокой степени опасности подобных преступлений. На коллегии прозвучали предложения о том, что уголовную ответственность за такие кражи необходимо ужесточить, как и санкции к нефтяникам.
Не обошел глава Ростехнадзора и претензии Генеральной прокуратуры. Напомним, что на прошлой неделе первый замгенпрокурора Александр Буксман заявил в Нефтеюганске, что Ростехнадзор наряду с Роснедрами и Росприроднадзором не выполняет свои функции, а нарушения в природоохранном законодательстве носят массовый характер. При этом эти ведомства ограничиваются только предписаниями, которые не контролирует.
"Сколько уголовных дел возбуждено по нарушению природоохранного законодательства предприятиями на Дальнем Востоке?" - поинтересовался Пуликовский у руководителя регионального территориального управления. В ответ он услышал, что штрафов в регионе с нарушителей собрано на 9 миллионов рублей, а к уголовной ответственности никто не привлечен, поскольку и в рамках административного воздействия еще не все рычаги использованы. "Так привлекайте и самостоятельно инициируйте уголовные дела в случае выявления серьезных нарушений закона!" - посоветовал Пуликовский подчиненным. А затем поручил региональным органам в течение ноября активизировать взаимодействие с органами генпрокуратуры, чтобы уже в начале декабря провести совместное заседание.
Прошел год с тех пор, как правительство поручило Ростехнадзору создать специальные отделы по контролю за особо опасными строительными объектами. Выслушав сообщение начальника дальневосточного территориального управления, Пуликовский сделал вывод, что эта работа ведется "крайне неудовлетворительно". Пока во всем огромном Владивостоке нашли только 7 строительных объектов, за которыми надо надзирать. А по всему Дальнему Востоку - 130.
Еще одна важная проблема, которая стоит перед службами, - к 1 января 2007 года закончить разграничение опасных объектов федеральной собственности и муниципальной. Пока здесь тоже конь не валялся. Гнев Пуликовского вызвало также и то, что его ведомственные унитарные предприятия занимает только 14 процентов рынка изыскательских и измерительских работ по экологическим объектам. Остальной рынок отдан на откуп сторонним коммерческим организациям. В связи с этим Пуликовский поставил своим подчиненным почти военную задачу. В ближайшее время забрать 50-60, а лучше 90 процентов рынка, остальные же отдать коммерческим организациям. "Вот тогда это будет блестящая работа", - резюмировал Пуликовкий.