Таким читателям могла позавидовать любая библиотека: четыре губернатора, три руководителя федеральных агентств, два спикера - Государственной и Московской Думы, главные редакторы, советники и депутаты пришли на Воздвиженку в Российскую госбиблиотеку. Если быть точным, пришли не книжки читать, а думать, как помочь 60 миллионам россиян, которые ходят в 130 тысяч российских библиотек.
Пожалуй, это лучшее место для дискуссий, если вспомнить, что даже Россию принимали в библиотеке в состав "большой восьмерки" в штате Колорадо в Денвере. А сколько у нас в стране библиотек, которые могут предоставить читателю любую информацию из любой точки мира? Увы, лишь пять процентов из них подключены к Интернету. А какие книжки сегодня можно взять почитать в сельской библиотеке? Несмотря на то что мы входим в десятку ведущих стран мира по выпуску книг, 70 процентов из них оседают в Москве и Петербурге. В Простоквашино доходят лишь примитивные детективы, если еще доходят.
О том, что в России пришло время читать, вчера говорили многие. Сергей Степашин, руководитель Счетной палаты и одновременно Книжного союза, подтвердил, что программа по поддержке чтения в России будет объявлена в конце ноября в Санкт-Петербурге, где пройдут Лихачевские чтения. Кстати, именно Дмитрий Сергеевич Лихачев называл библиотекарей последними святыми на земле. Если учесть, что до сих пор их зарплата остается самой низкой в бюджетной отрасли. Михаил Сеславинский, руководитель Роспечати, заметил, что Общественный совет должен бы собраться сразу после первого чтения бюджета в Думе, чтобы решать острые проблемы финансирования и комплектования.
Даже директоры ведущих библиотек страны, которые давно и, казалось, уже безнадежно твердили о повышении социальной роли библиотек, были приятно поражены вниманием политических тяжеловесов. Председатель Госдумы Борис Грызлов не только провел заседание, возглавил совет, но и раздал первые поручения: по какому такому закону застопорилось комплектование библиотек, кто не выполняет договор об обязательном экземпляре?..
Поговорили. Начнем читать?