Надо сказать, чувство это сильное, а потому в политических целях хорошо используемое. Вот и пытаются на нем играть все, кому не лень, при этом порой беззастенчиво подменяя святое для большинства ощущение принадлежности к великому народу какой-то белибердой, которую и национализмом-то даже не назовешь.
В роли носителей русской национальной идеи вдруг выступили... фашисты. Настоящие. Со свастикой, со вскидыванием рук в гитлеровском приветствии. Что может быть большим оскорблением национальных чувств народа, 27 миллионов сыновей и дочерей которого были уничтожены людьми со свастикой?! Что может быть большим оскорблением поколения ветеранов Великой Отечественной, их детей, внуков, правнуков?! Всех нас. Казалось, страна навсегда получила прививку от нацизма. Увы, это не так. Антифашизм в России стал актуален, как никогда.
С фашизмом все просто, нормальные русские его никогда не поддержат. И это одна из причин, почему в последнее время появляются все новые формы радикального национализма, которые вроде как и фашизм осуждают, и всю авторитарную атрибутику, и к демократии зовут под национальным флагом. Например, по типу новгородского вече или княжеств времен феодальной раздробленности, в которых так хорошо можно было бы организовать расово чистое общество в государствах размером с Данию или Швейцарию. Эти борцы за русскую идею так любят страну, что считают, будто Россий должно быть много. Почти как Збигнев Бжезинский и его многочисленные единомышленники, которые давно предлагают разделить нас на несколько государств.
Откровенно говоря, впервые в истории сталкиваюсь с "националистами", которые предлагают расчленение собственного Отечества. Впрочем, когда нацистское естество сталкивается с либеральными формами, возможны всяческие уродцы и курьезы.
Радетелями русских национальных интересов объявляют себя организаторы и вдохновители явно антигосударственных маршей, которые сопровождались разгромленными витринами, побитыми окнами и покореженными автомобилями граждан, ранами и синяками оскорбляемых русских правоохранителей. Люди, призывающие пускать красного петуха, перекрывать движение метро или устраивать погромы в городах, не могут даже близко считаться патриотами, поскольку все их призывы работают против России, на ее ослабление, а не укрепление.
Провокаторство, увы, имеет в нашей стране давнюю историю. Оно расцветало пышным цветом еще до попа Гапона, поведшего питерских трудящихся под ружейный огонь 9 января 1905 года, и до зубатовских профсоюзов, создававшихся под неусыпным контролем спецслужб. Очень важно не путать провокаторов и борцов за национальную идею.
Еще больше недоумение накатывает, когда узнаешь имена, отчества и фамилии основных борцов за идею, их ближайших идеологов и политтехнологов. Невольно вспоминается вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, который замечал: "Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинного русского настроения". Это он писал о Сталине, Дзержинском и Орджоникидзе, которые взялись в начале 1920-х годов формулировать русским национальную мечту. Вопрос, конечно, деликатный, но, полагаю, русские могли бы сами справиться с задачей определения собственной судьбы.
Либералы вообще умиляют. Год назад они дружно возмущались фактом проведения "русского марша". В адрес власти звучали грозные обвинения если не в деятельной организации националистического шествия, то уж как минимум в активном попустительстве шовинистическому угару. В этом году в пику националистам либералы даже призвали было провести антифашистский марш. Но потом... Все вдруг перевернулось на 180? Либеральные СМИ дружно заговорили о недопустимости запрета на проведение фашистских действ, поскольку это означает попрание прав на шествия, демонстрации и свободу самовыражения. Интересно, когда либералы были искренни, в этом году или в прошлом? Воистину, крайности сходятся. Особенно когда в основе их логики лежит принцип: чем хуже для страны, тем лучше.
Не менее умильно выглядит позиция западных СМИ, в преддверии праздника 4 ноября наполнившихся однотипными публикациями о России как "государстве ненависти". Причем в ходу и прошлогодняя риторика наших либералов о стране, в которой пышным цветом расцветают фашизм и расизм, поощряемая, естественно, из Кремля. И новейшие данные о депортациях несчастных грузин. И сверхновые либеральные открытия о недопустимости государственных запретов на выражение национальных чувств. Однако в этих публикациях вы ни слова не найдете о том, что, скажем, из Соединенных Штатов высылают в сотни раз больше нелегальных иммигрантов, чем из России (в том числе и грузин). Что США строят стену вдоль границы с Мексикой. Настоящую, высокую и с очень глубоким фундаментом, чтобы не подкопались. А фашистские организации там если и действуют, то в глубоком подполье, не смея казать и носа.
На двойные стандарты смешно обижаться, они были, есть и будут. Надо только знать об их существовании. На национальных чувствах будут играть и недобросовестные люди, и наши откровенные недруги. К этому лишь надо быть готовыми.
Но главное: государству нашему ни в коем случае нельзя отдавать патриотизм и подлинную русскую национальную идею тем, кто меньше всего достоин ее нести.