Новости

06.11.2006 02:00
Рубрика: Культура

Эпидемия замарашек

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко открылся постановкой "Золушки"

Партитура балета - одна из самых глубоких, загадочных, философски сложных и закодированных в истории музыкального театра. Из свежесозданных, талантливых и оригинальных спектаклей следует выделить "Золушку" Алексея Ратманского в Мариинском театре, где героиня фатально пытается вырваться навстречу светлому чувству из промозглости коммунальной трясины. Вспомним и скандальную рижскую "Золушку" Раду Поклитару с судебным иском родственников Прокофьева, где аутсайдеры Золушка и Принц магнетически рвутся друг к другу через тернии ночных притонов и сексуальных соблазнов. А в Гамбурге мэтр хореографии Джон Ноймайер поместил героев под звуки адажио в леденящий душу хаос-лабиринт зимней вьюги, нагнетающей страх, мысли о роковой сути их встречи.

До премьеры Олег Виноградов декларировал, что создает именно балет-сказку: "У меня Принц не будет искать Золушку в борделе для голубых! Мне мама когда-то рассказывала "Золушку", а я эту сказку рассказываю своему пятилетнему сыну. Если будешь делать добрые дела, тебя увидит фея. А феи - это добрые девочки-ангелы. Спектакль повествует о талантливой личности. Золушку заметили. Фея ведет ее в мир прекрасного. Все прекрасное - это балет. А феи - балерины..."

На деле Олег Виноградов иллюстративно наполнил поверхностный слой музыки обильными движениями классического экзерсиса, представив свою версию в наитрадиционнейшем ключе. Это простое отанцовывание либретто: вот вам учитель танцев, вот вам карета, вот вам Принц... И наивная притча для бедных - надейся и тебе повезет. По словам хореографа, он исходил из знаменитого фильма Шварца с Яниной Жеймо. Художник Валерий Левенталь бедность в спектакле подает бледно-коричневой мешковиной с желтизной, а богатство - пиршеством эстетики гипюра, золота и серебра, белого с голубым. Все действие происходит в декорациях, напоминающих детскую книжку-"раскладушку". Для детей - зрелищно. И даже есть тут золоченый велосипед-колесница. И танцующие чайники. И летний вариант Версальского парка. Но только населяют сценическое пространство не женщины и мужчины, а марионетки.

Балет, на мой взгляд, лишен оригинальной режиссерской концепции, драматургии, внутренней логики. Спектакль проходит по категории "бюджетный утренник для всей семьи" с доступными ценами на билет, буфетом в новом уютнейшем театре, где хорошо видно с любого места. Вся эта безликая, кукольная суета в равной степени могла бы сгодится для "Щелкунчиков", "Коппелий", "Белоснежек" вместе взятых. Показаны все возможности человеческой ноги. А Принц выполняет обязательную программу: и фуете по кругу два раза, и большой пируэт до измождения, и подскок на одном месте делает, как заведенный.

Труппа же показывает высокое техническое качество исполнения, и в этом заслуга господина Виноградова и его ассистентки Аллы Малышевой. Артисты обрели, наконец, свой дом. После долгих скитаний можно было многое растерять, но кордебалет блеснул хорошей работой. Появилось много и молодых перспективных артистов. Уверенно танцуют Ольга Приходцева (Кривляка) и Оксана Кардаш (Злюка). Практически без помарок исполняет текст Михаил Пухов (Принц). Прекрасное приобретение театра - Наталья Сомова. Но с блестящими физическими данными она пока только - балерина-девочка, которой придется изживать провинциальные манеры. Сомова - обаятельна и естественна в игровых мизансценах, и ей не хватает балеринской харизмы и стати в чисто классических вариациях.

Труппа подготовила еще два состава исполнителей: Наталья Ледовская и Сергей Теплов, Наталья Крапивина и Георги Смилевски также исполняют главные партии. А это значит, что театр - в должном тонусе. Впереди - интригующая "Чайка" Джона Ноймайера. И может, она даст прорыв от "балетного нафталина" к современному театру танца.

Культура Театр